Могли ли Ferrari выиграть чемпионат в этом году?

21.10.2019 09:38

 

Поломка мотора на машине Леклера в Бахрейне, выписанные Феттелю в Канаде пять штрафных секунд, сход немца в Сочи. Все эти эпизоды были более чем обидными для самой Ferrari и её болельщиков. Но можно ли назвать эти неудачи судьбоносными? В motorsport.com посчитали и проверили, могли бы выиграть в Ferrari нынешний чемпионат у главных победителей современной эры турбо - Mercedes.


 
Результаты Гран-при Японии гарантировали Mercedes шестую подряд победу в обоих зачетах Формулы 1: команда завоевала Кубок конструкторов, а в личном зачёте шансы на победу остались только у Льюиса Хэмилтона и Валттери Боттаса.

 
В начале сезона болельщики ждали совсем не этого – ведь на предсезонных тестах Ferrari выглядела грозной силой. Однако первую победу Скудерии пришлось ждать аж до сентября. По ходу чемпионата боссы из Маранелло неоднократно говорили, что машина у них хорошая – просто команде регулярно не везёт. И действительно: до летнего перерыва победа несколько раз буквально выскальзывала из рук в красных перчатках.

Один раз Себастьян Феттель даже первым приехал на финиш, но в итоговом протоколе всё равно остался вторым. Многие фанаты Скудерии сочли тот злополучный Гран-при Канады виновником всех бед. Мол, не накажи тогда судьи Себа и не передай победу Хэмилтону, всё в чемпионате могло пойти по-другому.

 

 

Другие говорили, что всё было бы иначе, не откажи у Леклера мотор в Бахрейне. Или не разбей Шарль свою машину во втором сегменте квалификации в Баку. Мы решили собрать все эти «если» – и оценить, какие результаты могла бы показать Скудерия, если б её не тормозили ошибки и поломки. Для большей объективности мы изучили сразу три варианта.


Оптимальный расклад: Ferrari использует все шансы, соперники – как повезёт

Первый вариант допускает, что Ferrari привезла дубли из Бахрейна, Баку и Сочи. В двух первых гонках показанная Шарлем Леклером скорость давала определенные шансы на такой результат (проблемы Себастьяна Феттеля отнесем к его личным и подвинем немца на второе место) – а на берегах Черного моря была очевидна роковая роль поломки на машине Феттеля и выезда машины безопасности.

Также мы предположили, что Феттель не ошибся, когда лидировал на Гран-при Канады, а Леклер не дал Ферстаппену подвинуть себя в Австрии. То есть отдали Скудерии те пять побед, которые, по весьма популярному мнению, команда упустила в 2019 году. 

Также мы допустили, что Феттель не наделал ошибок в Сильверстоуне и Монце (и перевели немца в этих гонках на 4-е и 2-е места соответственно), а Леклер смог разъехаться с Ферстаппеном во втором повороте в Японии. Еще одна правка коснулась Гран-при Монако, где Леклер по ходу гонки разбил машину во многом из-за ошибки команды в квалификации (там мы перевели Шарля на виртуальное 3-е место).

При этом вылет Леклера в Германии, как и все прочие результаты той гонки, мы «оставили в силе»: она была слишком сумбурной, чтобы пытаться что-то реконструировать и внести какие бы то ни было поправки.

Нетрудно догадаться, что сильнее всего такой пересчёт ударил бы по Льюису Хэмилтону – главному бенефициару чужих ошибок. Вместо 338 очков на данный момент у британца было бы 302. Что, впрочем, не лишило бы пилота Mercedes лидерства в чемпионате.

Сильнее всего, естественно, прибавили бы Леклер и Феттель. Сейчас они занимали бы второе и третье места – при этом Шарль был бы всего на очко впереди Себа: немец явно упустил больше возможностей, чем его напарник. Отрыв Хэмилтона от Леклера составлял бы 23 очка, и теоретически в Мексике мы могли бы увидеть не нового чемпиона, а нового лидера сезона. 

C точки зрения позиций сильнее всех пострадал бы Боттас. Он лишился бы 28 баллов – то есть потерял бы меньше, чем Хэмилтон, – но в таблице опустился бы на четвертую строчку. Однако всё ещё имел бы шансы на титул, причём даже большие чем сейчас: 64-очковое отставание от Льюиса сократилось бы до 56 баллов.

 

 

Наконец, Ферстаппен набрал бы больше очков и был бы ближе к лидеру, но почти не имел бы шансов подняться выше пятого места. Сейчас Макс идёт четвертым, но Феттеля опережает лишь по дополнительным показателям – так что, его потери в рамках идеального для Ferrari сценария не кажутся серьёзными. 

 

Как видим, оба пилота Скудерии могли бы ещё бороться за личный титул, не допусти команда всех своих ошибок – но в лидеры сезона ни Леклер, ни Феттель попасть не смогли бы. Конечно, имея шансы на титул, команда наверняка в какой-то момент запретила бы пилотам бороться, что обязательно сказалось бы на распределении очков. Но когда появился бы этот запрет и на кого бы сделал ставку Бинотто – предположить слишком сложно, чтобы учитывать это при подсчётах.

А вот в Кубке конструкторов ситуация изменилась бы кардинальным образом: Ferrari опережала бы Mercedes на девять очков. И это вполне объяснимо: гонщики Скудерии в сумме за сезон собрали пять финишей без очков, в то время как Боттас с Хэмилтоном – лишь один. Ключевая сила Mercedes в этом сезоне – стабильность. Но если бы конкуренты не уступали по этому показателю, немцам пришлось бы тяжело.

 

 

Оптимальный сценарий Ferrari: личный зачёт
(лучшие круги оставлены за их реальными обладателями)

 

Оптимальный сценарий Ferrari: Кубок конструкторов
(напарникам Ферстаппена засчитаны очки за шестые места во всех гонках)

 

Идеальные сценарии для всех топ-команд

Теперь рассмотрим вариант, при котором ошибок не допускают ни Ferrari, ни ее соперники. 

Исходя из чистой скорости машины, мы можем предположить, что Хэмилтон и Боттас могли выиграть все гонки сезона кроме пяти: Австрии, Бельгии, Италии, Сингапура и России. При этом в Спа, Монце и Сочи Mercedes была второй по скорости и вполне могла брать 3-е и 4-е места.

Что до Ferrari, её гонщики могли победить в Бахрейне, Баку, Канаде, Шпильберге, Спа, Монце, Сингапуре и Сочи. Всего 8 шансов против 12-ти у Mercedes. Но немцы из своих 12-ти шансов сделали 11 побед, да ещё выиграли в Сочи, украв шанс соперника. А вот Скудерия из 8-ми попыток довела до победы лишь 3. 

 

 

Начав складывать баллы, мы видим, что Mercedes реализовала свой идеальный сценарий: взяла 12 побед. Команда могла набрать больше очков, если бы не неудачи в Германии, провал Боттаса в Венгрии и ещё нескольких скромных выступлений финна. Реализуй Mercedes вообще все шансы, в Кубке конструкторов у нее было бы 640-650 очков. Сейчас же у команды 612 баллов. Понятно, что в идеальном сценарии соперники ещё подотстали бы, но радикальной разницы с текущей картиной бы не было.

 

У Ferrari всё по-другому. 8 потенциальных дублей, 7 финишей на третьем-четвертом местах и пара гонок с четвертым-пятым результатами дали бы Скудерии 570-580 очков. Меньше чем сейчас у Mercedes. Но на 10-20 баллов больше, чем было бы у немцев при таких результатах Ferrari. 

При пересчете очков на каждого пилота в отдельности допустим, что расклад в их борьбе не изменился бы. То есть и в идеальном сценарии Mercedes Хэмилтон опережал бы Боттаса в 70 % гонок. Тогда Льюис одержал бы 8 побед (округлили в меньшую сторону), 4 раза стал вторым, дважды третьим, дважды четвертым и один раз пятым. Это дало бы ему 336 очков без учета лучших кругов. Сейчас же у британца 338 баллов. Боттас получил бы 305 баллов против нынешних 274-х: Валттери терял очки чаще напарника. При этом оба сохранили бы свой отрыв от гонщиков Ferrari

 

В идеальном сценарии Скудерии гонщики шли бы почти на равных – в реальности Феттель обошел партнера по набранным очкам в 9-ти гонках из 17-ти, это 59 %. 8 побед распределились бы между Себом и Леклером в соотношении 5 к 3-м, а семь бронзовых подиумов – 4 к 3-м. Оба имели бы примерно по 280-290 баллов с преимуществом Феттеля примерно в 10 очков. Это больше чем сейчас, но меньше чем могло быть у обоих пилотов Mercedes – и меньше чем в реальности у Льюиса. У Хэмилтона же даже при идеальном для Ferrari сценарии осталось бы 5 побед и около 280 очков.

 

Идеальные сценарии

Red Bull 2 3 6 9 323 430-450
Команда Побед по факту Побед могло быть Подиумов по факту Подиумов могло быть Очков по факту Очков могло быть
Mercedes 12 12 27 27 612 640-650
Ferrari 3 8 17 23 433 570-580

 

 

Допустимый в реальности сценарий

Теперь представим ситуацию, когда Скудерия не допустила ненужных ошибок, но при этом и не смогла реализовать абсолютно все шансы (ведь этого трудно ожидать в реальности).

Бесспорных побед у Ferrari в этом сезоне должно было быть четыре (Спа, Монца, Сингапур, Сочи), у Mercedes – семь (Мельбурн, Шанхай, Барселона, Монако, Ле-Кастелле, Сильверстоун и Сузука). В Хоккенхайме и на «Хунгароринге» поделить победы должны были Mercedes и Red Bull; в Бахрейне, Баку и Канаде – Ferrari и Mercedes; в Шпильберге победа должна была достаться представителю Ferrari или Red Bull.

Если допустить, что в спорных ситуациях успех делится примерно пополам, то Mercedes выиграла бы 9-10 гонок, Ferrari – 5-7, а Red Bull – максимум 2. Это будет самый вероятный сценарий того, как все выглядело бы, не допускай Ferrari ошибок: Скудерия все равно отставала бы от Mercedes на пару побед, но все еще вела бы борьбу.

Если мы перераспределим три самые неочевидные победы Mercedes (Бахрейн, Канада и Сочи) в пользу Ferrari, то Феттель наберет на 36 очков больше (второе, первое и второе места вместо пятого, второго и никакого), а Леклер получит 20 дополнительных баллов, обменяв третьи места в Бахрейне и Росси на первые. Соответственно, Хэмилтон потеряет 27 очков, Боттас – всего 12. Изменит ли это ситуацию в корне?

 

Себастьян Феттель 1 2 212 248 5 3
Пилот Побед по факту Побед могло быть Очков по факту Очков могло быть Место в чемпионате Потенциальное место
Льюис Хэмилтон 9 6 338 311 1 1
Валттери Боттас 3 3 274 262 2 2
Шарль Леклер 2 4 221 241 3 4

 

Как видим – нет. Да, все четверо сохраняли бы шансы на титул, но в реальности Хэмилтон вряд ли растерял бы 63 очка отрыва от Феттеля. Да и 49 от Боттаса. Единственное, что поменялось бы – и Себ, и Шарль всерьез боролись бы с Валттери за второе место. Но интересно ли им это? 
 
В Кубке конструкторов отрыв Mercedes составлял бы 84 очка. Да, немцы еще не взяли бы титул, но даже четыре дубля на финише сезона не гарантировали бы Ferrari победу. 

 

Вывод

Все описанное доказывает: Ferrari могла взять Кубок конструкторов, только если бы реализовала каждый шанс, который у нее был. Причем даже в тех ситуациях, когда шансы на победу выглядели примерно равными с другими командами (например, Канада и Австрия). Но даже победы на всех восьми этапах, где у Феттеля или Леклера были на это шансы, не сделали бы ни одного из них лидером чемпионата. 

Оказаться впереди Льюиса Хэмилтона пилоты Ferrari смогли бы только в идеальном для себя случае, занимая максимально возможную (с точки зрения скорости машины) позицию в каждой гонке. Или расширяя границы возможностей своего болида. Но такой стабильностью не может похвастаться даже сам Хэмилтон. Объективно Скудерия могла одержать больше побед и не позволить Mercedes так рано забронировать за собой титулы. Но победить в этой борьбе итальянцы могли бы лишь благодаря невероятной удаче.

Mercedes – чемпион по праву, а совсем не по благосклонности Фортуны.

 

Автор: редактор ru.motorsport.com Иван Матушкин

 

Полностью данную статью можно прочесть по гиперссылке ниже:

7 Отзывов