Шины в 2021: в чем проблема?

17.07.2019 23:58

 

В последние годы тема шин регулярно вызывает нескончаемые споры и обсуждения. То шины называют слишком долговечными, то слишком нежными. Мы слышим жалобы на чрезмерно узкое окно температурного режима шин, но вместе с тем, слишком частые гонки с одним единственным пит-стопом вызывают скуку. Какими же должны быть идеальные шины? Или дело и вовсе не в них?

Данный вопрос вызывает серьёзную озабоченность руководства Фомрула 1, ведь уже совсем Королева Автоспорта готовится переходить на 18-дюймовые диски, и то, какой будет резина на этих дисках во многом предопределит дальшейшее направление развития Ф1.

Когда миланская компания Pirelli в 2011-м стала эксклюзивным поставщиком шин для чемпионата мира, её попросили создать быстроразрушаемые составы резины, которые командам придётся менять более одного раза за гонку, что могло разнообразить стратегии. Pirelli с задачей справилась, но не раз оказывалась за это под огнём критики. По мнению технического директора Ф1 Пэта Симондса, такая концепция уже доказала свою ошибочность.

Пэт Симондс, технический директор FIA: «Думаю, в последние годы мы просили от Pirelli совсем не то, что было нужно. Шины с высоким износом – путь в никуда, но у нас пока нет чёткого представления о том, какой должна стать резина в 2021-м. Мы обсуждаем характеристики шин, проводим моделирование, учитываем самые разные факторы.

Мы считаем, что пит-стопы очень важны в Формуле 1. Болельщикам нравится, когда механики меняют шины за пару секунд – мы хотим сохранить этот элемент интриги. Мы могли бы попросить шинников сделать такие же шины, как в Ле-Мане, позволяющие проехать огромную дистанцию без потери эффективности, но тогда мы потеряем необходимость в пит-стопах».

 

С одной стороны, все мы хотим, чтобы гонщики атаковали по-максимуму большую часть гонки, забыв наконец-то о набившей оскомину проблеме сохранения резины.

С другой стороны, слишком долговечная резина буквально убивает стратегическую составляющую гонок, что тоже не здорово. Когда гонщик буквально через пару кругов после старта ставит новый комплект шин и спокойно едет на нем до финиша - это явно не то, чего бы мы хотели видеть.

Однако, здесь стоит иметь ввиду, что далеко не все зависит не только от самих шинников, но даже и от FIA. Дело в том, что основная проблема здесь как ни странно... в самих командах. Находясь в извечном стремлении пройти путь от старта до финиша за наименьшее количество времени, какими бы ни были шины, они все равно будут стремиться останавливаться как можно реже, пытаясь растянуть время работы одного комплекта на как можно более продолжительный отрезок гонки.

Чем более износостойкая резина предоставляется командам, тем выше вероятность, что они выберут более мягкий состав, который все равно придется экономить, что сведет на нет все старания FIA сделать гонки более зрелищными.

 

 

К примеру, изначально Pirelli поставляют шины с периодом "жизни" для условно: Soft - 15 кругов, Medium - 23 круга, Hard - 32 круга. При дистанции в условные 50 кругов команды выбирают надежный вариант М-Н. При этом, естественно они пытаются сохранить стартовый Медиум как можно дольше.... Каким образом? Правильно, гонщик более дозированно атакует, сбергая ресурс шин, что позже явно принесет ему хорошие дивиденты. Кто лучше сохранил, тот в большем выигрыше.

Ок, FIA c Pirelli почесали затылки, и дабы позволить гонщикам больше атаковать, предоставляют резину с другими параметрами: Soft - 23 круга, Medium - 32 круга, Hard - 45 кругов. Не нужно больше беречь!

Что при этом сделают команды? Снова выберут консервативный вариант М-Н и будут что есть силы атаковать всю гонку?

Да фиг там. Команды выберут в этом случае более быстрый вариант S-М и снова будут большую часть гонки экономить шины, чтобы обойтись одним пит-стопом.

Иначе говоря, поскольку цель остается неизменной, то и путем изменения характеристик шин эту задачу не решить. Шины будут экономить при любом раскладе. Дайте им самый быстрый состав Soft, который нормально работает 30 кругов, они выжмут из него 45. А почему? Потому что он быстрее Медиума.

 

 

Есть ли решение этой проблемы? Да, на мой взгляд, оно вполне есть, только оно касается отнюдь не только шин.

В-первых, главная проблема - сам заезд в боксы занимает слишком много времени, хотя продолжительность пит-стопа при этом мизерна. К примеру, на прошедшем Гран-при Великобритании самый быстрый пит-стоп совершили в команде Red Bull - замена шин Пьеру Гасли была произведена за рекордные 1,90с, в то время как в целом пребывание на питлейн составило немалые 27.905с. 

Само собой разумеется, что борясь за десятые и сотые доли секунды на круге и с трудом отыгрывая несколько секунд, никто в здравом уме не будет совершать лишний пит-стоп, теряя на этом чуть ли не полминуты.

А теперь представьте, что сам пит-стоп длится лимитированое время, скажем, в пять секунд (что положительно скажется на безопасности и надежности проведения замены шин), но заезд/выезд занимает на порядок меньшее времени. Если в целом потери на пит-стоп будут меньше, то и команды чаще будут совершать остановки в боксах, потому как время, выигранное за счет нового комплекта шин будет явно перевешивать время, потерянное на сам пит-стоп. Если вспомнить того же Боттаса в Великобритании, то лишний пит-стоп никак не должен был бы замедлить финна. Наоборот, более быстрая резина должна была дать ему определенное преимущество. И чем бы тогда ответил Хэмилтон? Правильно, он бы однозначно поехал на второй пит-стоп. А почему? Потому что когда потери на пит-стопе меньше, то на первое место выходит не умение гонщика беречь шины, а умение выжимать из них наибольшую скорость, не допуская при этом ошибок.

Каким образом можно достичь уменьшения потерь на пит-стопе? Самое простое - повышение скорости движения по питлейн. Да, здесь важно сохранить безопасность на приемлемом уровне, но ограничить "шастанье" народа по питлейн намного проще, чем вернуть в гонки драйв. Плюс перестройка/постройка новых, более коротких и быстрых питлейн так же будет весьма положительно способствовать росту пит-стопов.

 

 

Во-вторых, что касается шин. Главное, в чем нынешние шины откровенно неудачны - узкое температурное окно. Да, задача балансировать на ходу в этом узком окне - это интересный интеллектуальный вызов, но Формула 1 это же не квест. Это гонки - так зачем данное окно вообще сузили настолько, что в него стало проблематично попасть?

Расширьте его. Шины должны эффективно работать как при понижении их температуры, так и при повышении. Это позволит гонщикам меньше заботиться о температуре резины, уделяя больше внимания максимально агрессивному пилотажу по трассе.

Износ. Здесь все просто - поскольку этот параметр изначально был искусственно понижен ради увеличения количества пит-стопов, то при снижении потерь за саму остановку, быстрый износ теперь уже просто не актуален - шины вполне можно сделать значительно более стойкими, что опять же хоть и позволит гонщикам намного активнее атаковать, но не позволит ехать всю гонку на одном комплекте - выгоднее, а что самое главное - быстрее провести короткий пит-стоп и получить новые шины.

Скорость. Разные составы должны отвечать некоторой логике. К примеру, скорость более мягкого типа должны быть достаточной для того, чтобы быть лишь на чуть-чуть быстрее более жесткого, в случае использования двух комплектов против одного жесткого. К примеру, если гонщик выбирает вариант S-S, то он в сумме должен быть немного быстрее варианта М. Если данная взаимосвязь не будет тщательно просчитана, то либо идти на большее количество пит-стопов окажется бессмысленной задачей, либо вариант с жесткой резиной будет слишком медленным. Здесь важен именно баланс, но не беспокойтесь - Pirelli вполне доказали, что подобные задачи им по зубам.

Еще один момент - шины должны быть предсказуемыми. Их износ должен приводить не к разрушению, а к резкому снижению скорости, при прежней стабильности структуры. В этом случае пилить на медленных шинах просто теряет смысл, особенно если потери на пит-стоп не так и высоки.

 

Если подытожить, то главной задачей FIA должен стоять не поиск оптимальных параметров шин, а решение корня проблем - шины должны помогать быстрее добраться от старта до финиша, причем главным фактором здесь должно быть не умение сберечь резину, а умение выжимать из собственной машины максимум. Гоночный талант при этом начинает играть намного более важную роль, чем "бухгалтерские" умения.

Но самое, самое главное. В этом случае стратегия становится действительно крайне важной и сложной задачей. Уже не требуется максимально беречь резину, сохраняя при этом максимальную скорость, как это есть сейчас. Важнее найти оптимальный баланс скорости и количества пит-стопов. При этом, количество быстрых стратегий значительно возрастет

И в этом случае, мало того что пит-стопы не будут единичным случаем во время гонки, но и их количество будет просто непредсказуемым. И это при том, что сами гонщики будут ехать на максимуме, постоянно требуя от резины, машины и себя лично лишь одного:

Быть как можно более быстрым!

А разве не это рай для болельщика?

 

7 Отзывов