Статистика. Чего нам ждать от Гран-При Испании 2019 года?

07.05.2019 10:12

Азербайджан постфактум.


К сожалению, из-за недостатка времени я упустил из внимания весьма значимое статистическое событие, которое ожидалось перед гонкой в Баку и, в результате, там же и свершились. Двигатель марки «Мерседес» записал на свой счёт 177-ю победу в зачётных Гран-При Ф1, проводимых с 1950 года, и обошел в общеисторическом зачёте легендарный «Форд Косворт». Теперь движок «Мерседес» делит второе-третье места указанного статистического рейтинга с двигателем «Рено», поучаствовавшем в 168 победах в Гран-При под собственным именем и причастном ещё к девяти успехам в гонках под брендом «TAG Heuer». А уступает эта парочка только движку марки «Феррари», при помощи которого были добыты 236 побед в зачётных Гран-При.


Ну а теперь о делах грядущих.


Ф1 Испания 2019-01


1. События, которые произойдут обязательно, если не вмешается какой-либо форс-мажор.


1.1 Это будет 50-й зачётный Гран-При Ф1, считая с 1950 года, в котором примет участие гонщик из Монако.

История стартов монегасков в чемпионатах мира Ф1 ведётся от самого начала традиционной истории Ф1, т.е. с 1950 года. Хотя Луис Широн был весьма известным и успешным гонщиком ещё в 30-е годы прошлого столетия, когда высший класс формульного автоспорта, по сути, уже существовал, но не имел привычного для нашего времени названия. Однако, удержимся в традиционных исторических рамках (ведь ни Алексей Грушко ни Владимир Коваленко, надеюсь, не читают то, что я здесь пишу). Итак, участник первого зачётного Гран-При в рамках первого чемпионата для гонщиков в классе Ф1 (Гран-При Великобритании 1950 года) Луис Широн в период с 1950 по 1955 годы полтора десятка раз выходил на старт зачётных гонок Ф1. Он же принёс своей нации первый и долгие годы единственный подиум по итогам Гран-При. Затем Оливье Беретта, второй монегаск в Ф1, а по совместительству типичнейший рента-драйвер своего времени, добавил девять проплаченных спонсорами стартов в 1994 году. А всё остальное для реализации грядущего «полтинника» приплюсовал уже на наших глазах Шарль Леклер – добытчик первого поула, второго подиума и двух быстрейших кругов в гонке для своей нации на текущий момент времени, что, наверняка, является только началом статистической формулической благодати, готовой пролиться на маленькое европейское княжество усилиями его шустрого гражданина.

Ф1 Испания 2019-02


1.2 Очередной Гран-При состоится на одной из немногих эксплуатируемых в настоящее время трасс, на которых Себастьян Феттель не смог выиграть ни одной квалификации перед Гран-При. При этом, Барселоне принадлежит рекорд по числу «холостых» квалификационных попыток Себастьяна: одиннадцать штук. Есть ещё трассы в Ле-Кастелле и Шпильберге, где Себастьян также не познал счастья старта с поул-позишн, но французский автодром возобновил после долгого перерыва проведение Гран-При Ф1 только в прошлом году, а австрийский автодром сделал то же самое в 2014 году и пока там у Себастьяна лишь пять «холостых» квалификаций.

Любопытно, что с первого ряда стартового поля Себастьян Феттель стартовал в Барселоне четыре раза. При этом немец дважды проиграл сражение за поул британским гонщикам на технике с двигателем  «Мерседес», ставшим в отчётных сезонах чемпионами мира (Дженсону Баттону в 2009 году и Льюису Хэмилтону в 2017 году), и дважды проиграл сражение за поул собственному партнёру по команде, но только в те годы, когда становился чемпионом самолично (в 2010 и 2011 году).

Так что Льюису Хэмилтону стоит поломать голову не только над тем, как самому возглавить протокол квалификационных заездов, но и над тем, как бы так подгадать, чтоб вторым оказался именно Себастьян, что называется «на британское счастье». Ну а если «Феррари» вдруг с чего-то начнёт в Испании рвать «Мерседес», как Тузик рвёт грелку, и сможет обеспечить обоим своим гонщикам борьбу за первый ряд стартового поля, то Себастьяну в этом случае стоит проявить выдержку и выпустить «ради собственного счастья» на поул дерзкого и прыткого монегаска :)

Ф1 Испания 2019-03

Как тут не взгрустнуть. Столько лет в Испании в квалификации либо ничего не светит, либо всегда найдётся «друг», который в последний момент всё испортит...


2. События, имеющие сугубо вероятностный характер, ожидания которых «переехали» с предыдущего этапа (сезона).


2.1 Подборка вероятностно-долгосрочных ожиданий:

- попадание Карлоса Сайнса на подиум и оформление 100-го подиума испанцев в Ф1.

Продолжаю быть кратким: обратный отсчёт до исключения испанского гонщика из данного раздела за бесперспективностью дальнейших ожиданий составляет два этапа чемпионата мира.

Ф1 Испания 2019-04

Да-да. Обратный отсчёт от начала сезона: шесть-пять-четыре-три-два… уже два, Карлос…


2.2 Подборка вероятностно-недолгосрочных ожиданий:

- набор 200-го очка в Ф1 или перешагивание этого рубежа для России усилиями Даниила Квята, которому для этого достаточно просто оказаться в очках.

Неплохой квалификационный результат Даниила Квята в Баку даёт мне основание удерживать текущее ожидание, связанное с российским гонщиком, именно в статусе вероятностно-недолгосрочного ожидания.

- получение Льюисом Хэмилтоном 55-й победы в составе команды «Мерседес».

Ф1 Испания 2019-05

Льюис: Что, Даниил, очко набрать – проблема? Вот у меня проблема, так проблема. Напарник, сука, в половине гонок сам побеждает, а меня в этих половинах со вторыми местами оставляет. Катастрофа, блин…


3. События, имеющие сугубо вероятностный характер.


3.1 Если команда «Мерседес» добьётся по итогам квалификации права занять весь первый ряд стартового поля, то это будет 63-й квалификационный дубль для заводской команды и по этому показателю «Мерседес» опередит в указанном статистическом рейтинге команду «Уильямс» и, одновременно, сравняется по числу квалификационных дублей с командой «МакЛарен». Однако, пока что вся эта статистическая суета с потенциальными перестановками команд в означенном рейтинге происходит на достаточно большом удалении от лидера рейтинга команды «Феррари», на счету которой после двойного квалификационного успеха в Бахрейне насчитывается 77 квалификационных дублей.

Ф1 Испания 2019-06

Когда-то в Ф1 именно такие первые ряды стартового поля и такие первые мгновения гонок были визитной карточкой «Королевы автоспорта», а команды «МакЛарен» и «Уильямс» занимали две верхние строки в рассматриваемом в данном разделе рейтинге. Но с тех пор «Феррари» мощным спуртом сначала настигла бывших лидеров, а потом ушла вперёд, а сейчас и «Мерседес» накатил с крейсерской скоростью…


3.2 Если гонщики заводской команды «Мерседес» самостоятельно или при поддержке кого-либо из гонщиков других команд, использующих клиентский двигатель «Мерседес», займут весь первый ряд стартового поля, то это будет 100-й квалификационный дубль для двигателя марки «Мерседеса». «Мерседес» станет второй маркой двигателя, достигшей, в случае свершения события, отметки в 100 квалификационных дублей. Лидирует в данной статистической номинации марка «Рено», имеющая 107 собственных успехов и ещё один ребрендинговый успех от «TAG Heuer».

Краткая история вопроса квалификационных дублей двигателя «Мерседес» такова.

Квалификационные дубли усилиями какой-либо одной команды (условно назовём это явление корпоративным дублем) случились 94 раза и ещё 5 раз на первом ряду стартового поля оказывались машины разных марок, оснащённые двигателем «Мерседес». Корпоративные квалификационные дубли удалось добыть четырём командам Ф1: «Мерседес» - 62 дубля (первые четыре дубля в период с 1954по 1955 годы, остальное в настоящее время с 2012 года), «МакЛарен» (30 дублей), а также «Браун» и «Уильямс» (по одному дублю). Все вышеперечисленные коллективы, кроме «Браун», отметились и в смешанных квалификационных дублях. Кроме того, в смешанных дублях засветилась команда «Форс Индия», чьи гонщики дважды составляли компанию на первом ряду стартового поля обладателю поул-позишн из более грозной команды.

Если рассматривать гонщиков, то в данном вопросе абсолютным лидером является Льюис Хэмилтон, при непосредственном участии которого состоялись 68 корпоративных (11 за «МакЛарен», 57 за «Мерседес») и 3 смешанных квалификационных дубля двигателя «Мерседес». Кроме Льюиса отметились корпоративными дублями за две разные команды Дженсон Баттон («Браун», «МакЛарен») и Вальтери Боттас («Уильямс», «Мерседес»). Нынешний состав гонщиков «Мерседес», ни разу не пересекшись, закрыл все смешанные квалификационные дубли: Вальтери Боттас, будучи гонщиком «Уильямс», дважды соседствовал на первом ряду стартового поля с мерседесовцем Нико Росбергом, а Льюис Хэмилтон в составе «МакЛарен» и «Мерседес» по разу пересёкся на первом ряду стартового поля с гонщиками «Форс Индия» Адрианом Сутилем и Нико Хюлькенбергом, соответственно, и однажды, будучи гонщиком «Мерседес», поделил первый ряд с Лэнсом Строллом, в то время гонщиком «Уильямс». Остаётся отметить, что поулы в смешанных дублях получали только Росберг и Хэмилтон.

Из наиболее известных персон Ф1, лишь по одному разу отметившихся в эпохальной истории квалификационных дублей двигателя «Мерседес», выделю Михаэля Шумахера, который в Китае в 2012 году на пару с обладателем поула Нико Росбергом принёс заводской команде «Мерседес» первый её корпоративный квалификационный дубль в новейшей истории, а также Хуана Пабло Монтойю и Кими Райкконена (указаны в квалификационном порядке), которые в 2005 году только один раз (в Бельгии) стояли вдвоём на первом ряду стартового поля, при том, что «МакЛарен», за который выступали указанные бойцы, был весьма конкурентоспособен в тот год.

Ф1 Испания 2019-07

А ведь на счету двигателя «Мерседес» уже могло бы быть ровно 100 квалификационных дублей. Если бы некто по центру кадра не помешал кое-кому слева на кадре выехать на решающую квалификационную попытку в Венгрии в 2007 году... А в результате центральный товарищ словил наказание в виде пяти мест на стартовом поле, и первый ряд поделили те, кто на кадре слева и справа. А правый товарищ (Ник Хайдфельд, если кто не узнал), хоть и ездил на немецком движке, никакого отношения к «Мерседес» не имел…


3.3 Если Льюис Хэмилтон приедет на подиум, то продолжит погоню за собственным рекордом по числу подиумов подряд со старта сезона. У Льюиса, в случае свершения события, станет пять подиумов подряд со старта чемпионата. А рекордный результат в девять подиумов в девяти первых гонках сезона был впервые показан британским суперчемпионом в год дебюта в Ф1 (2007 год) и повторён в 2015 году. Одновременно, очередной подиум Льюиса Хэмилтона станет 90-м его подиумом в составе команды «Мерседес».


3.4 В продолжение подиумной темы для Льюиса Хэмилтона отмечу, что если британец в отчётной гонке получит второе место, то выйдет на чистое второе место в истории Ф1 по числу вторых мест по итогам Гран-При, одним махом опередив по этому показателю Кими Райкконена и Фернандо Алонсо (38:37), и продолжая уступать в означенном статистическом вопросе только Михаэлю Шумахеру (38:43).

Ф1 Испания 2019-08

Вальтери: Давай-ка, Льюис, штурмуй с моей помощью рейтинг Михаэля в части вторых мест в гонках…

Льюис: Нет, Вальтери, я лучше буду штурмовать тот рейтинг, где имеет значение число чемпионских титулов, а со вторыми местами в гонках там особо не наштурмуешь…

Вальтери: А я тебе сказал… Иначе, отпущу бороду ещё больше и тебя ею задушу на фиг…


3.5 Если гонщики команды «Мерседес» сделают очередной дубль в гонке, то продолжат качественное улучшение только что установленного рекорда Ф1 по числу дублей со старта чемпионата мира. На кону увеличение числового показателя указанного рекорда до цифры «5».


3.6 Несмотря на то, что реализация вышеуказанного пункта 3.5 попутно принесёт двигателю марки «Мерседес» чистое второе место в общеисторическом зачёте по числу побед в Гран-При (если требуется, перечитайте раздел «Азербайджан постфактум»), отмечу, что для внесения такого изменения в указанный статистический рейтинг достаточно просто победы одного из гонщиков команды «Мерседес» в гонке без оформления победного дубля. Более того, можно обойтись и вовсе без победы гонщиков «Мерседес» в гонке. Достаточно будет победы (ха-ха, это похоже на шутку) кого-то из гонщиков «Рэйсинг Пойнт» или (вершина грубого юмора) кого-то из гонщиков «Уильямс»!

Ф1 Испания 2019-09

Ай-яй-яй, Аффтар, грешно смеяться над… в общем, над людьми…


Автор статистического материала: ROMAN grosjean (май 2019 года).

2 Отзыва