Авторское размышление о гонке по-китайски для «Феррари» в Китае

15.04.2019 15:32

Китай по китайски 2019-1

Поскольку являюсь простым болельщиком, наблюдающим за ходом борьбы в гонках Ф1 по телевизору, а не из боксов и не с командного мостика какой-либо команды, все ниженаписанное является лишь моим предположением, основанном на наличии в истории Ф1 прецедентов ситуации, сложившейся в начальной стадии Гран-При Китая 2019 года.

Командная тактика бывает разной. Можно сорвать в промежутке между квалификацией и гонкой пломбы на машине одного из своих гонщиков, чтобы за счёт последующего штрафа обеспечить более лучшую стартовую позицию другому своему гонщику. Можно намекнуть, что кто-то быстрее кого-то (или, не заморачиваясь намёками, просто приказать отдать позицию, если текущий спортивный регламент это не возбраняет), чтобы просто осуществить размен позиций в пользу лучшего результата для гонщика, имеющего однозначный приоритет в текущем Личном Зачёте чемпионата мира. А можно (обычно это применяется при попытке «поймать на блесну везения» более высокий результат, чем команда заслуживает, исходя из реальной расстановки сил в пелетоне) уже по ходу гонки развести своих гонщиков на разные тактики даже при примерно одинаковых для них исходных условий проведения заезда. Под одинаковыми исходными условиями я здесь понимаю одинаковый тип шин, на которых предстоит стартовать гонщикам одной команды, и изначально примерно одинаковую тактику на гонку.

За наглядным примером далеко ходить не надо. В прошлогодней Австралии команда «Феррари» уже поступила схожим образом. Кими Райкконен, ведший ту гонку от «Феррари» первым номером, заехал на пит-стоп по плану (и это никак не помогло ему в борьбе с Льюисом Хэмилтоном за лидерство), а Себастьян Феттель, шедший на текущем третьем месте позади британца и партнёра по команде, примерно с пятого круга сбавил темп, чтобы протянуть на ультрасофте как можно дольше. И понемногу  отстал от Кими более чем на 3 секунды. Откровенно говоря, эта тактика не должна была принести Себастьяну никаких бонусов. И Льюис Хэмилтон и Кими Райкконен уверенно находились в окне будущего пит-стопа Себастьяна и, более того, должны были неизбежно получить более весомое преимущество над немцем, чем имели до своих пит-стопов. И это была не ошибка мостика, а попытка наудачу зацепить более высокий результат, чем тот, на который можно было рассчитывать исходя из объективной расстановки сил в конкретной гонке. И ведь сработало! Криворукость механиков «Хаас» со второй попытки обеспечила таки режим виртуальной машины безопасности на трассе, что вкупе с чрезмерной доверчивостью штаба «Мерседес» к показаниям вспомогательной системы позволило Себастьяну провести свой пит-стоп под этим режимом и одновременно прыгнуть через две головы, возглавив гонку не на временной (до пит-стопа), а на постоянной основе. И выиграл на халяву, стервец, в итоге!

Я не могу знать, было ли что-то подобное в первоначальных замыслах руководства «Феррари» перед китайской гонкой. Но по факту тим-радио команды, когда Шарля Леклера просили оставаться на трассе как можно дольше, слышали все. Не знаю, кто как, а я вижу здесь не столько пустое совпадение с прошлогодней ситуацией, сколько стратегическое решение мостика, причем уже, фактически, типовое стратегическое решение. Почему же миссию замедлиться и протянуть на мягком комплекте шин как можно дольше, с возможностью сыграть на некой потенциальной нештатной ситуации, доверили Леклеру, а не Феттелю, который уже так однажды «поймал удачу за хвост»? Ответ в словах монегаска, который после общения с инженерами команды рассказал, что шины его партнёра по команде оказались повреждены в результате того прессинга, который оказывал Себастьян на Шарля в начальной стадии гонки, пытаясь пройти вперёд без вмешательства мостика. Сам Леклер к этому времени уже показал свою неспособность поддерживать темп не только лидера гонки Льюиса Хэмилтона, но и Вальтери Боттаса. И руководству «Феррари» было самое время прекратить складывать все яйца (технику) в корзину одинаковой тактики и отправить одного из своих бойцов «ловить удачу». А Себастьян с уже не самыми эффективными шинами на эту роль не годился. Да, Леклер, может быть, уже был готов сбросить Феттеля со своего заднего антикрыла, но и монегаску ничего выше третьего места в нормальных обстоятельствах уже не светило. Но с задачей получения третьего места мог справиться и Феттель с любым состоянием шин. А вот зацепиться за второе место или даже… в случае некоего форс-мажора... Альтернативы Леклеру в этом вопросе не было. Да, кто-то очень умный скажет, что такая «ловля на удачу» является сливом гонщика в нормальных гоночных условиях. Но тут есть аргумент и с точки зрения конструкторского зачёта. До какой степени можно слить «Фурам» одного из своих гонщиков. Практически со стопроцентной вероятностью этот слив означал бы проигрыш одной позиции Максу Ферстаппену, не более того. Но третье место в совокупности с пятым, принесли бы «Скудерии» по любому очков больше, чем четвёртое место Макса в совокупности с любым результатом Пьера Гасли. И рискнуть ради попытки что-то отобрать у «Мерседес» при таких щадящих условиях потенциальной потери одной позиции следовало обязательно.

Вот только монегаск, вместо того, чтоб сбавить темп (а в тот момент резерв для снижения темпа вполне себе был, можно даже было отстать фактически до Ферстаппена, после чего удерживать голландца за собой, угрожая навредить шинам уже чужого гонщика и, возможно, заставив «Ред Булл» провести ещё более ранний пит-стоп для своего лидера), стал висеть пусть не в десятых долях, но в полутора секундах позади Себастьяна и жаловаться, сколько же времени он при этом теряет. В итоге выполнение рекомендаций команды пошло, что называется, не на два, а на полтора. Обгонять Феттеля Леклер себе не позволил, а вот убить резину и на своей машине (а об этом монегаск тоже сказал после общения с инженерами) – за милую душу. В результате «пересидка» на трассе получилась аж на целых четыре круга, а потери от этой «пересидки» составили в районе десяти секунд, хотя опытные гонщики вроде Хэмилтона и Феттеля, пересиживали конкурентов на трассе на восемь-девять кругов, теряя на этом не более трёх-четырёх секунд, что, в итоге, компенсировалось им с лихвой либо долгожданным форс-мажором (например, в вышеописанном случае с Феттелем), либо более высоким темпом на более коротком финишном отрезке (например, в случае с Хэмилтоном по ходу Гран-При Италии 2018 года).

Да, на прошедшем Гран-При Китая гоночные форс-мажоры в любом случае проигнорировали ту ключевую часть гонки, на которой их должен был ловить Леклер, но сам по себе факт строптивого поведения гонщика, возможно, сорвавшего простейшую задачу, которая, возможно, была перед ним поставлена… Кто-нибудь рассказывал молодому монегаску, что гонки Ф1 это не всегда тапка в пол. Что иногда надо позволять своим работодателям попытаться разыграть шахматную партию, где сами гонщики превращаются в шахматные фигуры, с потенциальной угрозой пожертвования какой-либо фигурой ради попытки выиграть некое качество. И если назначили тебя не ферзём, а конём, значит будь конём, а то ведь в следующий раз переведут на роль пешки просто для профилактики.

В нынешних «Фурах» бронзу чемпионата возьмёт любой дурак. Хоть четырёхкратный, хоть дебютировавший в команде. Что там, Ферстаппен? Он что, на полной дистанции чемпионата реально конкурент обоим гонщикам «Фур»? А вот ради своей команды поползать в грязи, чтобы дождаться нужного счастливого момента и через голову приоритетного партнёра по команде и через голову одного, а то и двух гегемонов сезона буквально «на дурочка» впрыгнуть туда, куда вход при нормальных условиях заказан… Вот это и приносит и специфический, но необходимый опыт и авторитет (может быть и приоритет) в команде. А не плаксивые игры мышцами: «Я, я, я хочу это третье место… Я быстрее… Мы теряем…» В общем, Леклер пока слишком юн и для «Феррари» и для настоящей борьбы за титул. Я очень надеюсь, что в ту эпоху, когда в Ф1 не будет ни Хэмилтона, ни Феттеля, именно Леклер будет править миром Ф1, обламывая Ферстаппена. Но сейчас ему нужно учиться. И, по аналогии со службой в армии, учёба должна состоять не только в парадных церемониях подъема флага на подиумах Ф1, но и в черновой работе, включающей и «чистку унитаза зубной щёткой».

Р.S. Дальнейший ход китайской гонки, продолжившийся уже после закрытия потенциального окна максимально возможного оттянутого пит-стопа Леклера, не вызывает никакого интереса с точки зрения анализа, ибо после вероятного игнора Леклером попытки мостика «Фур» попытаться поймать «шальное счастье» с его помощью, монегаска уже конкретно слили ради «шальной попытки» для Феттеля, ибо для самого Леклера ничего «шального» уже не осталось. Там тоже ничего не вышло… но осадочек то от Леклера мог остаться побольше… Если, конечно, то, что я здесь предположил, имело место. Ну а кто докажет, что такого не могло быть в принципе? Саня? Джеки? АНТИ?

P.P.S. Я ващще удивляюсь сейчас на «Фур» с их разрешением гонщикам бороться друг с другом… Вон в «Мерседес» тоже разрешают. Тем не менее, там борьба только на старте и на коротком послестартовом отрезке. А потом тот, кому не повезло, реально быстренько отстаёт. Всё, следующая попытка при следующем старте гонки. Думаю Тото Вольфф в душе хохочет, глядя на плотно едущих конкурентов… А в «Фурах» только рекомендации дают: «Атакуй его!» или «Сбрось его с заднего крыла!» И если у обоих не получается: одному атаковать, другому сбросить… Фигня получается… Обоюдная.

Китай по китайски 2019-2

Я так чесать языком как этот Аффтар не умею. Поэтому, как скажу что-либо, так ещё бОльшая хрень выходит...

 


* Отредактировано автором 15.4.2019 в 18:51
20 Отзывов