Очко за быстрейший круг в гонке. История вопроса.

14.03.2019 12:57

В период с 1950 по 1959 год, когда в Ф1, в соответствии со спортивным регламентом, начислялось одно очко за быстрейший круг в гонке, состоялось 74 зачётных этапа чемпионатов мира, по итогам которых 19 гонщиков хотя бы раз становились лауреатами очка за быстрейший круг в гонке или лауреатами какой-то части этого очка.

Больше половины быстрейших кругов в этот период истории записали на свой счёт всего три гонщика: Хуан-Мануэль Фанхио (23 быстрейших круга), Стирлинг Мосс (16) и Альберто Аскари (12). При этом однажды все три упомянутых гонщика разделили один и тот же быстрейший круг не только между собой, но и ещё с четырьмя соперниками. Кроме того, Альберто Аскари дважды, а Стирлинг Мосс один раз разделили быстрейшие круги пополам с одним из своих соперников. В этом плане удивительна ситуация с Альберто Аскари. Из своих 12 быстрейших кругов он три разделил с соперниками, и каждый раз одним из дольщиков итальянца выступал Хосе-Фройлян Гонзалес. Дважды эти парни просто попилили очко за быстрейший круг пополам и однажды поучаствовали в знаменитом распиле этого очка на семерых.

Очко за бк 01

Автор максимального количества быстрейших кругов в гонке в 50-е годы прошлого века Хуан-Мануэль Фанхио. Титулов, подаренных только скоростью на одном круге в гонке, не имел. Но, вероятно, один из его быстрейших кругов в гонке судьбу титула решил. В 1958 году Хуан-Мануэль, завершивший карьеру в Ф1, всё-таки принял участие в двух гонках сезона по персональным просьбам организаторов. И в Аргентине отнял лучшее время прохождения круга у Стирлинга Мосса (победителя той гонки). Прочитаете текст ниже, поймёте, чем могло аукнуться Стирлингу это потерянное очко, которое у него никто не отнял бы, если бы организаторы не уговорили Хуана-Мануэля ещё немного погонять на последок…

Современные правила предусматривают награждение гонщика дополнительным очком за быстрейший круг только в том случае, если он финиширует в зачётной зоне. В 50-е годы такого правила не было, и поэтому в истории Ф1 зафиксировано 16 случаев, когда очко за быстрейший круг в гонке досталось гонщикам не попавшим в зачётную зону либо не добравшимся до финиша. Но зато в то время были другие правила, которые, пусть всего один раз за десятилетие, но сработали именно таким образом, как предписывается работать правилам современным. В 1953 году в Германии Альберто Аскари пришлось поуправлять сразу двумя автомобилями по ходу гонки, но пробиться в зачётную зону это ему не помогло. Зато быстрейший круг итальянец оформил на себя. Но гонка в Германии состоялась в завершающей части чемпионата, и Альберто уже заполнил лимит лучших результатов в сезоне (в тот год этот лимит составлял четыре результата) куда более высокими вознаграждениями, чем одно очко за быстрейший круг. Так что в зачёт это очко не пошло.

Аскари вообще единственный гонщик тех лет, кто порой не получал этого самого бонусного очка, несмотря на владение быстрейшим кругом в гонке. И как раз из-за правил, устанавливающих для каждого сезона определённый лимит лучших результатов из которых и формировалось итоговое начисление очков гонщикам по итогам всего сезона. В 1952 году Аскари был настолько крут, что выиграв четыре гонки подряд в совокупности с четырьмя быстрейшими кругами, обеспечил себе максимально возможный итоговый результат в ЛЗ за два этапа до конца сезона. При этом Аскари остался верен себе и продолжил выигрывать гонки, устанавливая очередные быстрейшие круги (однажды разделив таковой круг с Гонзалесом). Но, получая за эти победы призовые денежные выплаты, итальянец ничего уже не добавлял в максимально наполненную копилку очков в ЛЗ.

Очко за бк 02

Когда в современной Ф1 появится первый гонщик, не получивший очко за быстрейший круг в гонке из-за несоответствия оговоренным правилами критериям, он сможет с гордостью сказать, что стал вторым в истории таковым гонщиком после самого Альберто Аскари!

Рассматривая историю начислений очка за быстрейший круг в гонке, нельзя не вспомнить о сезоне 1958 года, когда именно очко за быстрейший круг могло перевернуть всю ситуацию на вершине личного зачёта. Помните знаменитый эпизод, случившийся в ходе Гран-При Португалии? Лидирующий в гонке Стирлинг Мосс остановился на трассе около Майка Хоторна (своего соперника в борьбе за титул), чья «Феррари» заглохла, и подал идею запустить двигатель, разогнавшись под горку против движения гонки, после чего Майк получил вместо схода или дисквалификации (Мосс заступился за оппонента перед стюардами, засвидетельствовав, что разгон вёлся за пределами гоночного полотна) второе место. Этот гимн благородству и спортивной этике, конечно же, сыграл огромную роль в итоговом получении Майком Хоторном чемпионского титула. И всё-таки Стирлинг Мосс мог стать «самым благородным чемпионом мира», а не «самым благородным вице-чемпионом». Чуть ранее, по ходу той же гонки в Португалии, Майк Хоторн, испытывавший проблемы с мощностью двигателя, сумел, тем не менее, удачно и в какой-то мере случайно используя аэродинамический мешок то за одним, то за другим круговыми соперниками, отобрать у Стирлинга Мосса лучшее время прохождения круга! И Моссу немедленно сообщили об этом табличкой с надписью «HAW REC» (Хоторн – рекорд круга). Но британец на скорости прочитал эту надпись, перепутав одну букву: «HAW REG» (Хоторн – регулярная скорость, т.е. без изменений авторства быстрого круга). И хоть в оставшейся части гонки Хоторн скоростью не блистал, но и Стирлинг не приложил ни малейших усилий, чтоб взвинтить свой темп, а резервы для этого у него были. В конце сезона двух соискателей титула разделило одно очко. В пользу Хоторна. Нетрудно подсчитать, что с изменением авторства быстрейшего круга в Португалии, это очко было бы уже в пользу Мосса. А если что, перечитайте подпись к фотографии Хуана-Мануэля Фанхио… Ох, Стирлинг, сколько возможностей… Было… Но благородство и было и оставалось при нём всегда!

Очко за бк 03

Майк Хоторн (слева) и Стирлинг Мосс (в машине). Эти двое разыграли между собой титул, вклад в который очков за быстрейшие круги стал, пожалуй, самым весомым в истории Ф1.

И в завершение темы приведу два эпизода из 1959 года. Я имею своё собственное предположение, что или один из этих эпизодов или сразу оба могли оказаться кирпичиками в фундаменте решения об отмене с 1960 года премирования гонщиков дополнительным очком за быстрейший круг в гонке.

В ходе Гран-При Франции 1959 года Стирлинг Мосс, защищавший цвета частной команды Роба Уокера и временно сменивший клиентскую технику «Купер» на «БРМ», уверенно шёл на третьем месте с прекрасной перспективой на второе место, являясь текущим автором быстрейшего круга в гонке. Но за 8 кругов до финиша ошибка в пилотаже привела к развороту его «БРМ» и заглушению двигателя. К этому времени Стирлинг уже несколько кругов ехал с отказавшим сцеплением, поэтому вновь завести двигатель можно было только на ходу, растолкав машину. Британский гонщик выбился из сил, пытаясь сделать это самостоятельно и, в конце концов, принял постороннюю помощь. За это после гонки Мосса дисквалифицировали и исключили из итогового протокола, в котором изначально он был классифицирован на 7-м месте. Но очко за быстрейший круг в гонке у Стирлинга не отняли! Призовые выплаты, которые полагались гонщику и его команде за итоговый результат, были аннулированы, но в спортивном плане был зафиксирован единственный в истории Ф1 случай, когда дисквалифицированный гонщик пополнил при этом свой баланс в Личном Зачёте!

Этот случай, возможно, вскрыл некие «серые» зоны в спортивном регламенте тех лет, которые, возможно, оказалось проще прикрыть совсем, чем пытаться их «обелить» более подробными инструкциями на все возможные случаи жизни. Особенно, если к делу дополнительно подключился фактор, обусловленный нижеописанным событием.

Очко за бк 04

Вот этот эпизод с участием Стирлинга Мосса закончился посторонней помощью, дисквалификацией и пополнением, несмотря ни на что, счёта в ЛЗ.

В ходе Гран-При Португалии (пред-предпоследний этап чемпионата мира) гонщик заводской команды «Купер» и текущий лидер Личного Зачёта Джек Брэбэм, не имея перспектив подняться в гонке выше второго места, включился в борьбу за быстрейший круг. Оппонентом Брэбэма в этом плане был Стирлинг Мосс, уверенно лидирующий в гонке, но сбросивший темп ради снижения риска отказа техники. Азарт ли погони за лучшим временем круга повлиял, либо ещё что, но при обгоне отстающего на круг соперника, гонщика по местным меркам известного, но проводившего всего лишь первую свою гонку на одноместном автомобиле, Джек провёл слишком рискованную (и некорректную с точки зрения негласного гонщицкого этикета тех лет) попытку обгона, которая завершилась для лидера чемпионата выездом за пределы трассы, столкновением там с телеграфным столбом и баллистическим автономным перелётом обратно на середину трека под колёса одного из коллег по гонщицкому цеху. Слава богу, что тот сумел объехать Джека, который после этого, слегка прихрамывая, покинул гоночное полотно. Всё обошлось, но по факту сложилась ситуация, когда один из топ-гонщиков, наиболее вероятный претендент на титул (ставший, в итоге, чемпионом мира) чуть не расстался с жизнью, вероятно, из-за желания обязательно записать на свой счёт ещё одно дополнительное очко.

Очко за бк 05

Знаменитый кадр финальной гонки сезона 1959 года. Свежеиспечённый чемпион мира, чуть было не погибший по ходу сезона из-за желания добыть дополнительный балл за быстрейший круг в гонке, проходит вместе со своей машиной последние метры до финишной черты… Окружающие не помогают! Таков закон!

Стоит отметить, что после 1958 года, рекордного по травматизму и летальным исходам не только в Ф1, но и в целом в автоспорте, международная федерация активно включилась в борьбу за повышение безопасности гонок. Для Ф1 это были в первую очередь изменения в техническом регламенте, снизившие скорость автомобилей и приведшие к выходу на первый план уже в 1959 году легкоуправляемых заднемоторных автомобилей (к таковым автомобилям относились вышеупомянутые «Куперы»).

Моё же авторское предположение заключается в том, что в концепцию общего повышения безопасности автогонок вполне вписывается и решение о прекращении начисления очка за быстрейший круг в гонке. Ибо это могло быть весьма действенным средством снижения мотивации к дополнительному риску именно для ведущих гонщиков, являющихся лицом чемпионата мира и стержнем его привлекательности для зрителей. Так как именно на ведущих гонщиков приходилось, по данным статистики, подавляющее большинство быстрейших кругов в гонке.

Слава богу, сейчас времена в части безопасности гонщиков совсем другие. Поэтому просто ждём развития событий в сезоне 2019 года. Посмотрим, как повлияет это хорошо забытое старое правило в новой интерпретации на стратегию команд и на действия гонщиков. И появится ли в 75-й гонке с начислением очка за быстрейший круг 20-й лауреат этой награды.


Автор заметки: ROMAN grosjean (март 2019 года).

4 Отзыва