Статистика. Чего нам ждать от Гран-При Австралии 2019 года?

13.03.2019 09:46

Чего ждать от Австралии-2019 1


1. События, которые произойдут обязательно, если не вмешается какой-либо форс-мажор.


1.1 Спустя 8 лет и 4 месяца после Гран-При Абу-Даби 2010 года на стартовой решётке Гран-При снова появится Роберт Кубица. Поляк проделал трудный и долгий путь на пути к возвращению в «Большие призы» после тяжелейшей аварии в раллийной гонке, которая чуть не сделала Роберта бесперспективным с точки зрения профессиональной деятельности инвалидом. Тем не менее, со статистической точки зрения Роберт даже не вошёл в тройку лидеров по максимальному временному интервалу между двумя гонками в Ф1.

Лидерство здесь удерживает с 1992 года Ян Ламмерс, который по итогам 1982 года выпал из обоймы гонщиков Ф1, целое десятилетие гонялся в самых разнообразных сериях автоспорта, а в конце сезона 1992 года, во многом из-за обеспечительного спонсорского бюджета, возвратился в Ф1, чтобы дать возможность агонизирующей команде «Марч» дожить до конца чемпионата. 10 лет и 3 месяца прошло между двумя соседними гонками Ламмерса в Ф1.

Историю вечного тест-пилота «Феррари» Луки Бадоера знают все болельщики Ф1 со стажем. В награду за долгую и безупречную службу именно Бадоеру доверили место в команде после того, как в известном эпизоде тяжёлую травму получил Фелипе Масса. После пары невыразительных гонок Луку снова убрали из пелетона. Зато итальянец установил самый большой для 21-го века интервал между двумя смежными гонками в Ф1. Интервал этот начался ещё в 20-м веке по завершении сезона 1999 года и составил в итоге 9 лет и 9 месяцев.

Ну и ещё один персонаж, которого не смог переплюнуть в данной статистической номинации Роберт Кубица, это Пит Лавли. Это был американец и этим все сказано. По случаю принял участие в Гран-При США 1960 года и забыл о существовании Ф1. По случаю вспомнил о существовании Ф1 девять лет спустя и опять стал принимать участие в заокеанских Гран-При. Так и установил интервал между двумя смежными гонками в Ф1 на отметке 8 лет и 10 месяцев.

Чего ждать от Австралии-2019 2

Роберт Кубица пересёкся в 2009 году на трассе с Лукой Бадоером. На данном фото запечатлён старт Гран-При Бельгии 2009 года – последней гонки Бадоера в Ф1. Слегка размытая «Феррари» Луки хорошо просматривается в правой части кадра ближе к хвосту пелетона. Ну а Роберт атакует главенствующую на данной фотографии «Тойота» Ярно Трулли (так как лидеры гонки успели выйти из кадра).

1.2 Официально будет оформлен самый длительный завершенный интервал между участиями в зачётных Гран-При Ф1 гонщиков одной национальности.

В ноябре 1954 года в последний раз вышел на старт гонки, входящей в зачёт чемпионата мира в классе Ф1, один из самых знаменитых аристократов того времени, лично участвующих в гонках самого высокого уровня, таиландский принц Бира (кстати, участник самого первого зачётного Гран-При Ф1 в Великобритании в 1950 году), чьё полное имя никогда не использовалось в протоколах гонок ввиду длинности и вычурности, присущей именам особ королевской крови. И вот 64 года и почти 5 месяцев спустя, гонщик, выступающий под флагом Таиланда, снова будет находиться на стартовой решётке стартовой гонки сезона. Александер Албон. В наследство от своего предшественника-соотечественника королевской крови Албону досталась неплохая по современным меркам статистика. Да, принц Бира частенько не добирался до финиша (9 раз в 19 стартах), но это было вполне обычной нормой для гонщиков-частников тех лет. Но уж если доезжал… В первую десятку не попал лишь дважды (оба раза 11-е место), зато в зачётную зону, которая в те годы включала в себя всего пять первых позиций протоколов гонок, приезжал трижды (лучший результат: 4-е место). Так что Албону придётся оооочень потрудиться, возможно, не только в этом году, чтобы хотя бы попытаться затмить результаты аристократа соотечественника.

Будет ли вечен этот рекорд Таиланда? Посмотрим. Если в ближайшие два года никакой уругваец не просочится в Ф1, то именно Уругвай встанет первым в очередь стран, которые смогут побить рекорд Таиланда при условии продвижения в будущем своего гражданина в Ф1. Зимбабве, как политический наследник Родезии, присоединится в этой очереди к Уругваю через 18 лет (если конечно представитель этой страны не окажется в Ф1 в более ранний период), а Лихтенштейн - через 20 лет (при тех же условиях).

Чего ждать от Австралии-2019 3

Два формульных таиландца: Принц Бира и Александер Албон. На врезке Принц Бира в свой последний год выступлений в Ф1 на пути к своему наилучшему результату: 4-му месту на Гран-При Франции 1954 года.

1.3 Дебют в Ф1 очередной ребрендинговой марки двигателя.

Несколько последних лет в Ф1 было официально пять поставщиков двигательных установок при четырёх производителях указанного продукта. Данное несоответствие имело место из-за того, что «Рено» поставляло свою продукцию команде «Ред Булл» под ребрендинговым псевдонимом «TAG Heuer», имеющим, к тому же, не французское, а швейцарское гражданство. С переходом «Ред Булл» на двигатели «Хонда» в Ф1 могла воцариться брендовая гармония. Но не тут-то было. Команда «Рэйсинг Пойнт» в прошлой жизни в части использования двигательных установок была клиентом «Мерседес». А в новой жизни команды, используемые ею движки, оставаясь по сути той же продукцией «Мерседес», обретут австрийскую прописку и более объемное в плане количества букв название от спонсора «BWT Мерседес». Так что всё в Ф1 осталось по-прежнему: производителей двигателей четверо, поставщиков - пятеро.

1.4 Впервые с 2009 года на старт очередного чемпионата мира выйдут всего три законтрактованных гонщика, имеющих в Ф1 чемпионский статус.

Тогда, в 2009 году, это были двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо, чемпион мира Кими Райкконен и действующий чемпион мира Льюис Хэмилтон. По итогам предпоследней гонки того сезона в Бразилии к ним добавился новый чемпион – Дженсон Баттон. И уже начиная с Абу-Даби-2009 всегда число чемпионов мира, принимающих участие в гоночных уикендах, было не меньше четырёх. А случаи, когда с тех пор непосредственно в гонке принимали участие всего три чемпиона мира, можно пересчитать по пальцам одной руки, и ещё свободные пальцы останутся.

Сначала в Бахрейне-2016 из пяти законтрактованных чемпионов мира Фернандо Алонсо не получил разрешение принять участие в гонке по медицинским показателям после аварии в стартовом Гран-При сезона, а у Себастьяна Феттеля отказал двигатель на прогревом круге. Так что в гонку ушли только Льюис Хэмилтон, Кими Райкконен и Дженсон Баттон. Затем в 2017 году в России машину Кими Райкконена укатили в боксы ещё до начала прогревочного круга, и в гонке из числа чемпионов мира приняли участие только Себастьян Феттель, Льюис Хэмилтон и Фернандо Алонсо. А позже в том же 2017 году в Малайзии не завершил свой прогревочный круг Фернандо Алонсо.

Чего ждать от Австралии-2019 4

На фото запечатлён старт Гран-При Бразилии 2009 года, последней на многие годы гонки, в которой на старт вышли только три законтрактованных чемпиона мира Ф1. «Феррари» Кими Райкконена долго искать на снимке не надо, в центре кадра в фирменной в те годы для команды расцветке «Рено» Фернандо Алонсо, а чуть левее и чуть глубже вторая «Рено» (в ней некто Ромэн Грожан) затирает «МакЛарен» Льюиса Хэмилтона.

1.5 Отчётная гонка станет юбилейным 300-м стартом в Гран-При для канадских гонщиков.

Дебют канадца в зачётной гонке Ф1 состоялся 8 октября 1961 года на Гран-При США в Уоткинс-Гленн. Питер Райан стартовал 13-м и добрался до финиша на 9-м месте. Вообще, после, буквально, разовых «засветов» канадцев в Ф1 в начале 60-х годов прошлого века, начиная с конца 60-х, периодические выступления одного или двух канадцев в том или ином зачётном Гран-При стали привычной нормой для «Королевского» класса. Так что Жиль Вильнев лишь продолжил канадские традиции, выведя их на новый уровень в части постоянства выступлений и успеха.

Первый же крупный юбилей в виде сотой гонки для своей нации был реализован силами сына Жиля Вильнева. Это случилось в 1996 году в Сан-Марино через две недели после первой победы Жака Вильнева в Ф1. Однако, юбилейная для нации гонка не задалась для Жака с самого начала. Уже на старте гонки его «Уильямс» получил удар от «Бенеттон» Герхарда Бергера, в результате чего Жак на поврежденной автомобиле со спущенным колесом откатился в самый хвост пелетона. Какое-то то время после раннего вынужденного пит-стопа канадец ещё держался в гонке, но, в конце концов, был вынужден её прекратить.

Двухсотый старт для Канады состоялся вновь усилиями Жака Вильнева, все главные достижения которого в Ф1 оказались к тому времени уже далеко позади. Это случилось в 2002 году в Австрии. И снова круглый юбилей вышел комом. На своём «БАР» Жак провел весьма среднюю гонку и в завершающей её стадии шёл 8-м месте. Но на предпоследнем круге японский движок «Хонда» на его машине издох, и классифицировался Жак лишь на 10-м месте. Остаётся добавить, что ни 8-е, ни 10-е места зачётными в 2002 году не являлись.

Чем же сможет удивить Лэнс Стролл сейчас в Австралии в трёхсотой для нации гонке? Особенно на фоне предыдущих невзрачных юбилеев от единственного канадского чемпиона мира…

Чего ждать от Австралии-2019 5

Не очень смотрится современный наследник канадской формульной славы на фоне тех, кто эту славу ковал.

1.6 Вальтери Боттас проведёт юбилейную 100-ю гонку на автомобиле, оснащенном двигателем «Мерседес».

Финн станет 7-м гонщиком в истории Ф1 (после Мики Хаккинена, Дэвида Култхарда, Льюиса Хэмилтона, Дженсона Баттона, Нико Росберга и Серхио Переса), кто проведет трёхзначное число гонок на автомобилях, оснащённых двигателем указанной марки, и 4-м (после Култхарда, Росберга и Переса), кто на момент этого события не обрёл чемпионского статуса. Все вышеуказанные статистические предшественники Боттаса, добившиеся чемпионского статуса, получили все свои титулы только при помощи немецкого движка. А Нико Росберг является единственным благоприятным статистическим примером для Вальтери, так как чемпионский статус оформил уже ПОСЛЕ того, как справил 100-ю гонку Ф1 с использованием мерседесовского движка.

Чего ждать от Австралии-2019 5

Вальтери: «Я – Росберг… Я – Росберг… Просто бородатый… Я – бородатый Росберг…»

1.7 Шарль Леклер станет 95-м гонщиком, когда-либо принимавшим участие в зачётных Гран-При Ф1 за рулём автомобилей марки «Феррари». Из 7-ми гонщиков, которые в 21-м веке проводили в составе «Феррари» хотя бы один полноценный сезон, все, в итоге, провели в составе команды не менее пяти сезонов (для Себастьяна Феттеля эта цифра справедлива с учётом наступающего сезона). Так что, статистика указывает, что Шарль пришёл в «Феррари» всерьёз и надолго.

Чего ждать от Австралии-2019 7

Когда знаешь, что здесь твой номер 95-й, но чувствуешь, что ты здесь надолго.

1.8 Даниэль Риккардо станет 25-м гонщиком, когда-либо выходившим на старт зачётных Гран-При Ф1 в составе заводской команды «Рено».

Чего ждать от Австралии-2019 8

Дэн: «А-ха-ха! Я здесь 25-й по счёту! Значит буду по 25 очков за гонку срубать, ну хотя бы время от времени! А-ха-ха!»

Нико: «А-ха-ха! Смешной ты, Даниэль! Я здесь 23-й по счёту… А больше 10 очков не срубал… Да и то, лишь разок… А-ха-ха!»

1.9 Сменивший Даниэля Риккардо в «Ред Булл» Пьер Гасли станет 10-м гонщиком, вышедшим на старт гонки Ф1 в составе австрийской команды.

1.10 Команда  «Рэйсинг Пойнт» начнёт свой первый полный сезон в Ф1 с 10-й гонки в своей пока ещё короткой истории. Официальная же забугорная статистика почему-то считает команду абсолютным дебютантом с нулевой историей. А почившей в бозе «Форс Индия» прошедший сезон в плане статистики засчитан в полном объёме. Хоть мы все хорошо помним, что с точки зрения формирования итогового протокола Кубка Конструкторов 2018 года это было совсем не так.


2. События, имеющие сугубо вероятностный характер, ожидания которых «переехали» с предыдущего этапа (сезона).


2.1 Подборка вероятностно-долгосрочных ожиданий:

Раздел пустует, потому что с началом нового сезона любое событие может попасть сюда или из раздела 3, не реализовавшись с первой попытки (если автор не сочтёт нужным поместить событие в раздел 2.2), или из раздела 2.2, в который по умолчанию перед стартовым этапом нового сезона «подселяются» все «ожидательные хвосты», тянущиеся с прошлого сезона.

2.2 Подборка вероятностно-недолгосрочных ожиданий:

- попадание Карлоса Сайнса на подиум и оформление 100-го подиума испанцев в Ф1;

- набор 200-го очка в Ф1 или перешагивание этого рубежа для России усилиями Даниила Квята, которому для этого нужно финишировать не ниже 9-го места.

Чего ждать от Австралии-2019 9

Карлос: «Скоро тебя выпрут из Ф1, Даниил, а я уйду из этой «Торо Россо» куда-нибудь, где начну зарабатывать подиумы и победы!»

Даниил: «Спорим, что я вернусь обратно и снова начну зарабатывать очки раньше, чем ты доберёшься хоть раз до подиума!»


3. События, имеющие сугубо вероятностный характер.


3.1 Если не произойдёт никакого подвоха от аутсайдеров, либо какого-нибудь гоночного форс-мажора с очень быстрым на одном круге гонщиком из числа претендентов на очки, то отчётная гонка станет первой в 21-м веке и 75-й в истории Ф1, считая от 1950 года, в которой обладателю быстрейшего круга в гонке начислят одно дополнительное очко за этот подвиг. В случае свершения события это произойдет спустя 59 лет и 3 месяца спустя после последнего аналогичного события. Последним обладателем очка за быстрейший круг в гонке до сих пор является Морис Тринтиньян, получивший такое вознаграждение по итогам Гран-При США 1959 года в Себринге. Француз стал при этом 19-м в истории Ф1 и на многие годы последним лауреатом бонусной награды за быстрейший круг в гонке. Так что новый автор быстрейшего круга, при условии, что он финиширует в первой 10-ке итогового протокола гонки, станет юбилейным 20-м лауреатом сей награды.

Чего ждать от Австралии-2019 10

На фото запечатлён старт Гран-При США 1959 года, последней до настоящего времени гонки, в которой полагалось одно очко за быстрейший круг. По центру кадра под стартовым номером «8» уходит в гонку будущий чемпион мира Джек Брэбэм на «Купер» заводской команды, а чуть левее и позади, под стартовым номером «6» – Морис Тринтиньян на «Купер» частной команды Роба Уокера, будущий последний лауреат очка за быстрейший круг.

3.2 Если Шарль Леклер приедет в стартовой гонке нового сезона на подиум, то сделает завершённым самый продолжительный в истории Ф1 интервал между двумя попаданиями на подиум граждан одной страны. Причём длительность этого интервала будет почти равна длительности всей истории проведения чемпионатов мира в классе Ф1. Ведь монегаск Луи Широн приехал на подиум по итогам домашней гонки (т.е. Гран-При Монако) 1950года, которая была всего вторым зачётным этапом новорождённого чемпионата мира. Итак, пока этот интервал продолжается и насчитывает 68 лет и почти 10 месяцев. Когда же будет остановлен этот почти абсолютный по длительности отсчёт?

Чего ждать от Австралии-2019 11

Готов ли Шарль Леклер к повторению подиумного подвига своего соотечественника Луи Широна (на врезке Луи Широн на пути к 3-му месту в Гран-При Монако)? Судя по героически выглядящим фотокадрам, вполне!

3.3 Если Льюис Хэмилтон (ну или, ха-ха, ещё кто из британских гонщиков) приедет на подиум, то сможет с полным на то правом демонически расхохотаться! Ведь это будет 666-й подиум, полученный совокупными усилиями всех британских гонщиков всех времён во всех зачётных гонках чемпионатов мира в классе Ф1.

3.4 Если кто-нибудь из гонщиков команды «Ред Булл» (читай, Макс Ферстаппен) приедет на подиум, то не только прервёт целый ряд безрадостных статистических серий движка «Хонда» (четыре подряд года участия в чемпионатах мира без подиумов, 90 подряд Гран-При без подиумов), но и станет всего вторым в истории Ф1 гонщиком, кто сумеет добыть подиум на машине, оснащённой двигателем «Хонда» и обутой в шины «Пирелли»! 28 лет назад это впервые удалось сделать Стефано Модена, который в 1991 году в Канаде привёл свой «Тиррелл-Хонда» на второе место в гонке. Конечно же, воспользовавшись обильным количеством сходов более быстрых машин. Команда «Тиррелл» была одним из четверых клиентов «Пирелли» в тот год.

Чего ждать от Австралии-2019 12

На фото запечатлён подиум Гран-При Канады 1991 года. Стефано Модена (на фото слева) является на данный момент единственным носителем секрета, как на моторе «Хонда» и шинах «Пирелли» доехать да подиума Гран-При. Как долго он останется единственным?

3.5 И да, в конце заметки я всё-таки обращу внимание на вероятностный успех команды «Феррари», которая передаст привет стартовому номеру Вальтери Боттаса в случае, если Себастьян Феттель и Шарль Леклер сделают дубль в квалификации. Ибо это будет 77-й по счёту квалификационный дубль в истории команды!

Чего ждать от Австралии-2019 13

Шарль: «Ну что, потроллим Боттаса?»

Себастьян: «Ш-ш-ш. Если только Льюис будет не против…»


Автор статистического материала: ROMAN grosjean (март 2019 года).

2 Отзыва