Темная лошадка сезона-2017. Семь букв и японский мотор...

24.09.2016 23:22

 

Явный прогресс, достигнутый McLaren-Honda за последнее время в плане шасси и силовой установки, говорит о том, что альянс, наконец, нащупал верный путь вперед. Конечно, о борьбе за титул в следующем сезоне говорить пока рано, но большой тройке Ф1 стоит серьезно отнестись к темной лошадке из Уокинга. Слово Лоуренсу Барретто.

 

В следующем году объединенная команда McLaren-Honda может многих удивить. Точка. И пусть кто-то считает это лишь фантазией…

На данный момент прославленный коллектив из Уокинга занимает в Кубке конструкторов лишь шестое место, а в его активе лишь десятая часть всех очков, набранных Mercedes. Это очень серьезное отставание, которое вряд ли возможно ликвидировать всего за одно межсезонье, даже с учетом нового регламента, но это отнюдь не значит, что соперники не должны опасаться эту команду.

Нехватка надежности и мощности практически вычеркнула из актива команды McLaren ее дебютный сезон в новой эре Ф1 в союзе с японским мотористом. Однако за минувшую зиму специалисты в Великобритании и Японии сделали очень внушительный шаг вперед, и их усилия не прошли даром. Как только шасси MP4-31 впервые коснулось шинами дорожного полотна на предсезонных тестах, стало ясно, что такого кошмара, как в 2015-м, не повторится.

За восемь дней пилоты McLaren намотали 2054 круга, практически удвоив километраж по сравнению с испытаниями в преддверии сезона-2015. Что касается результатов, то их отставание от лидеров уменьшилось с 2,4 до 1,9 секунды с круга.

Следующей важной вехой для коллектива стал Гран При России. За полгода до этого Дженсон Баттон сокрушался в Сочи о том, что они стали для соперников очень легкой мишенью, а проблемы с рекуперацией энергии обусловили их отставание на прямых на 45 км/ч. В этом году российский этап ознаменовался первым очковым дублем для McLaren-Honda.

В Бельгии прогресс команды стал еще более заметным. Годом ранее здесь гонщики McLaren не смогли выйти из первого сегмента квалификации, а Баттон отстал от лидера на 2,070 секунды. Сейчас же британец смог пройти в заключительный сегмент в субботу, а его отставание от поула составило 1,370 секунды. Кроме того, в 2015-м оба пилота команды финишировали за пределами первой десятки в круге отставания, тогда как в этом году Фернандо Алонсо пересек черту седьмым на 59,445 секунды позже победителя.

Что касается чистой скорости, то здесь, если не считать Manor, у McLaren-Honda наблюдается самый заметный прирост по сравнению с прошлым чемпионатом, выраженный в процентном отношении. Прибавка команды составила 0,795%, и теперь они отстают от Mercedes на 2,245%. Конечно, впереди еще долгий путь, но уже сейчас понятно, что направление выбрано верное.

 

Изменение темпа команд по сравнению с прошлым сезоном

После 14 гонок. Основано на быстрых кругах в среднем по всем трассам

В прошлом году слабым звеном возобновившегося альянса был японский моторист. И это открыто признавали в Honda, говоря о недостатке мощности и надежности силовой установки.

Одновременно в Уокинге, понимая, что нивелировать отставание по мощности будет непросто, сделали упор на производство шасси с низким уровнем лобового сопротивления, чтобы хоть как-то компенсировать гандикап по мотору. И новое шасси с индексом MP4-31 было спроектировано в том же ключе.

В результате шасси получилось очень быстрым, к тому же, в команде могли использовать все выходящие обновления японского двигателя. Машина отлично ведет себя в медленных поворотах, а гонки в Спа и Монце показали, что и на быстрых трассах у нее не так много проблем.

 

 

В годы, предшествующие заключению союза с Honda, McLaren немного сбилась с пути, а ее шасси получались то приличными, то ужасными. Однако перестановки, произошедшие в руководящем составе коллектива с приходом Эрика Булье положительно сказались на прогрессе команды.

Значение возвращения Питера Продрому на роль главного инженера трудно переоценить. Первые плоды своего труда в McLaren Питер показал еще в конце сезона-2014, когда в Абу-Даби команда опробовала новую концепцию переднего антикрыла, разработанную под его руководством.

По сложности конструкции новый аэродинамический элемент не уступал большой тройке чемпионата в составе Mercedes, Red Bull и Ferrari. Таким образом, уйдя от концепции жесткой подвески, команда получила возможность оптимизировать шасси под свои нужды.

Но шасси само по себе не поедет, нужен двигатель…

В момент возвращения в Большие Призы Honda переоценила свои силы. Они присоединились к чемпионату на второй год действия нового технического регламента, так что им априори пришлось догонять лидеров. А сократить отставание от таких именитых брэндов, как Mercedes, Ferrari и Renault с их мощной финансовой подпиткой оказалось гораздо сложнее, чем они изначально предполагали.

 

Конечно, раньше McLaren уже работала с Honda в Ф1, но с момента последнего пребывания японской марки в Больших Призах прошло долгих шесть лет. За это время в Формуле 1 изменилось многое, в том числе и принципы работы во время гоночных уик-эндов. И если McLaren была готова к этому, то Honda – нет. Японцам понадобилось несколько недель, чтобы адаптироваться к новым условиям работы.

Что касается анализа полученных данных, то тут тоже поначалу возникали проблемы коммуникационного свойства между двумя коллективами. В этом году совместная работа McLaren и Honda наладилась, и стала заметна тесная интеграция. А это, в свою очередь, возродило уверенность команды в свои силы.

 

 

Обе стороны всегда чурались взаимных обвинений, как это происходило, к примеру, в Red Bull и Renault в прошлом году. При этом в Уокинге всегда предъявляли к Honda невероятно высокие требования. И вряд ли в этом отношении что-то изменится, пока команда вновь не вернется к победам. Однако стоит отметить, что корпоративная атмосфера в команде значительно улучшилась, что всегда ведет к прогрессу в отношении результатов.

Honda продолжает занимать четвертое место в пелотоне среди мотористов, но при этом прибавляет значительно быстрее остальных. Очевидно, что прогресс не может идти равномерно, и постепенно его темпы снижаются, но вектор выбран верный, а это самое главное.

 

Вера Алонсо в то, что McLaren уже способна бороться за пятые места и соперничать с Ferrari, кому-то кажется слепой, но испанец действительно считает, что успех не за горами. При этом Honda уже нацелена на соперничество с Renault, к тому же, японцы очень четко реагируют на все свои ошибки и делают правильные выводы.

Один из хорошо осведомленных завсегдатаев паддока отметил, что подход Honda к работе значительно отличается от конкурентов.

«Они здорово справляются со своей работой, – сказал источник. – Похоже, что их силовая установка быстрее раскручивается на передачах, а система рекуперации энергии работает несколько иначе по сравнению с другими моторами. Они в целом совершенно иначе подходят к технической части процесса, что очень интересно».

 

В прошлом году основной головной болью японских мотористов была система ERS, однако уже сегодня Баттон считает, что они обогнали всех в этом аспекте. После перестройки системы минувшей зимой и доработок по ходу нынешнего сезона им удалось вдвое поднять уровень повторно используемой энергии. Таким образом, они больше не страдают от того, что в конце прямых мощность их установки падает.

После модернизации ERS в Honda обратили внимание на двигатель внутреннего сгорания. Первое обновление этого агрегата в сезоне было привезено в Сильверстоун, и оно было нацелено на повышение выходной мощности двигателя.

Также японцы постарались увеличить эффективность энергии выхлопных газов, для чего представили обновленную турбину.

Последние новинки в области ДВС и турбины были привезены в Спа, и с каждым разом мощность установки повышалась.

Последние модернизации в нынешнем сезоне будут направлены исключительно на сам двигатель. Стоит отметить также, что практически все новинки, которые Honda привозит на этапы, оправдывают свои ожидания. Гонщики раз за разом все лучше отзываются о поведении машины в отношении мощности мотора, да и результаты говорят сами за себя.

 

 

Honda делает всё возможное, чтобы вновь вернуться на вершину спорта, даже если для этого требуется идти на определенные риски. В Спа, к примеру, глава отделения Ф1 Юсуке Хасегава потребовал, чтобы Алонсо выехал на трассу в квалификации, несмотря на существующие риски. Испанец вынужден был остановить машину в утренней сессии из-за потери давления масла, и после исправления проблемы в Honda решили выпустить его снова на трассу, хотя можно было потерять двигатель.

При этом в стане McLaren были против, но Хасегава настоял на этом решении. В результате Алонсо не смог закончить круг, и глава Honda F1 взял всю вину на себя. Да, мотор был потерян, но сессия в любом случае была провалена, так почему не попробовать? Хасегава – истинный гонщик, и нет сомнений в том, что своим прогрессом японская компания в большей степени обязана именно ему, сменившему на посту Ясухису Араи.

 

Решение, принятое ранее по ходу сезона, о том, чтобы переключиться на разработку пакета следующего года, было очень верным. В сезоне-2017 будет отменена система жетонов, что даст возможность Honda воплотить все свои наработки в жизнь и значительно сократить отставание от лидеров.

С одной стороны, можно сказать, что изменения в техническим регламенте последуют не вовремя для McLaren. По всем направлениям, включая шасси и двигатель, команда сокращает отставание от лидеров. Грядущие изменения могут вновь растянуть пелотон.

Однако это также дает возможность сильным коллективам сделать очередной шаг вперед. И McLaren-Honda вполне по силам это сделать. Переходный период, судя по всему, уже позади, и теперь идет обычная работа. У команды есть все необходимое, чтобы вновь взобраться на вершину первенства.

В следующем сезоне? Вряд ли. Но если судить по нынешней тенденции, то в сезоне-2017 команда вполне может обосноваться в топ-4 следом за Mercedes, Red Bull и Ferrari.

Для этого им придется одолеть Williams и Force India и время от времени замахиваться на подиумы в гонках.

Можно представить, что следующий год сложится для McLaren подобно 2014-му в исполнении Wiliams. С той лишь разницей, что у McLaren гораздо больше ресурсов и заводской мотор, что может обеспечить им дальнейшие успехи.

В этой связи я бы хотел предупредить работников отдела трофеев Технологического центра McLaren в Уокинге – парни, освобождайте на всякий случай побольше места на полках, вполне вероятно, скоро его будет чем занять...

 

 


* Отредактировано автором 24.9.2016 в 23:26
Автор заметки: Crunch
Мнение автора может отличаться от мнения редакции F1-Portal.ru
4 Отзыва