Альтернативные зачёты сезона-2018 (не ROSA)

10.12.2018 15:47

Вы можете представить себе нынешний «Уильямс» четвёртой командой в зачёте КК? Но по одной из ранее существовавших в высшей категории автоспорта системе начисления баллов такое стало бы возможным. Об этом, а также о многом другом читайте ниже.

Прежде чем перейти к таблицам альтернативных зачётов, даю общее пояснение по этим таблицам.

Над каждой таблицей приведена система начисления баллов, по которой эта таблица рассчитана. Зелёным цветом отмечены лидеры зачётов после соответствующих этапов (иногда на вершинах зачётов имело место текущее двоевластие). Первый этап, выделенный жёлтым цветом, это этап, по итогам которого лидер стал недосягаемым для преследователей, все последующие этапы, выделенные жёлтым цветом, это этапы, проведенные лидером в качестве досрочного чемпиона.

Поскольку команда «Форс Индия» фактически прекратила существование по ходу чемпионата, и закончила чемпионат юридически новая команда, пусть и созданная на базе имевшегося обанкротившегося коллектива, в итоговой таблице приведено то количество очков, которое получила новая команда, начиная с 13-го этапа чемпионата (Гран-При Бельгии). Но в дополнительной графе я указал общее число очков, набранных старой и новой командами за весь чемпионат, с добавлением в скобках места в КК, которое могла бы получить «Форс Индия» без случившегося с ней форс-мажора. В самом же теле таблиц, результаты «Форс Индия» в отдельно взятых гонках, аннулированные последующим решением ФИА, указаны в кавычках. Название «Рэйсинг Пойнт» я в статье не указываю, чтобы не усложнять двойными названиями команд соответствующие графы в таблицах ЛЗ, да и не суть, собственно. Все всё и так понимают.

Ну и общая небольшая ремарка. Привычная для нас ситуация с начислением баллов в зачёт и гонщикам и командам за все попадания в зачетную зону по ходу сезона была введена с 1991 года. Но я, даже обращаясь к очень старым историческим системам начисления, некоторые из которых существовали до учреждения конструкторского зачёта, расчет веду по современным меркам. Все попадания гонщиков в зачетную зону идут в актив как самим гонщикам, так и их командам. Исключение составляет только «Форс Индия», о чём я упомянул выше.

Итак, предлагаю двигаться по порядку в историческом плане. Начнём с систем начисления баллов из «допотопных» времён (30-е годы прошлого века) и постепенно переберём основные системы начисления более поздних времён вплоть до предыдущего десятилетия нынешнего века.

Предтечей послевоенных гонок Ф1 являлись довоенные чемпионаты Европы в высшем классе формульной техники, проводившиеся в 30-х годах прошлого века. Именно в системе начисления тех лет (указана над таблицей) и стала возможной победа «Уильямс» над всем вторым эшелоном пелетона.

Альтернатива-2018 01

Объясняется триумф «Уильямс» во втором эшелоне отсутствием различий с точки зрения начисления баллов между местами с 4-го по ...дцатое. Лишь бы более трёх четвертей дистанции было пройдено. «Уильямс», со всего тремя проколами за весь сезон в части ранних сходов, в этом плане выгодно отличался от всех прочих команд второго эшелона. Компенсировать такой расклад можно было только регулярным попаданием в подиумной зону (нестабильный «Ред Булл», впрочем, именно так и поступил, оградив своё третье место от посягательства стабильного «Уильямс»). Но сколько подиумов было в этом году у всего второго эшелона? Правильно, один… Да и тот в КК не засчитался из-за «индийских» трудностей… Вот и скрипели бы зубами руководители всех прочих команд второго эшелона, наблюдая, как почти полтора десятка завершающих гонок сезона трепыхающийся на дне протоколов «Уильямс» стабильно штампует «восьмерки» в КК, да «четверки» в ЛЗ, периодически, но неотвратимо, отгрызая да отгрызая себе преимущество во всех зачетах, в сравнении с теми, кто постоянно борется за места в первой десятке, перемежая это обидными сходами на более-менее ранних отрезках гонок… В итоге Лэнс Стролл сыто угнездился не на последней строчке в первой десятке ЛЗ, а Сергею Сироткину не хватило для попадания в десятку лучших самой малости: какого-нибудь одного дополнительного траббла у Дэна Риккардо…

Забавно выглядит и ситуация с гонщиками «МакЛарен», где в рассматриваемой системе Стоффель Вандорн просто разгромил Фернандо Алонсо и фактически одними лишь собственными усилиями вытащил свою команду на пятое место в КК. Представляете, как выглядела бы в этом случае ситуация с потерей Вандорном места в команде и в Ф1 на следующий сезон :)

Отмечу также Нико Хюлькенберга, насобиравшего больше всех «семерок», из-за чего и ставшего самым последним в ЛЗ. Забегая немного вперёд, отмечу, что на Нико я акцентировал внимание из-за того, что этот гонщик больше других попутешествует в «лифте различных систем начислений».

Альтернатива-2018 02

Фрагмент гипотетической речи Клэр Уильямс при подведении итогов гипотетического сезона: «…таким образом, наша стабильность стала залогом нашего высокого положения в конструкторском зачёте и мы рады этому заслуженному успеху нашего коллектива...»

 

Продолжаю тему альтернативных зачетов. Следующая система начисления баллов появилась вместе с рождением чемпионатов мира в высшем автоспортивной классе, получившем современный буквенно-цифровой индекс: Ф1. Действовала эта система по 1959 год включительно.

Альтернатива-2018 03

Необычность предыдущей схемы начисления баллов становится очевидной при сравнении результатов в КК. Вся первая тройка команд второго эшелона из предыдущей версии («Уильямс», «МакЛарен», «Заубер») дружно переместилась в хвост итогового протокола, причём «Уильямс» переместился сильнее всех, с самой вершины второго эшелона на последнее место. Отныне и до конца всех вариантов лидерами второго эшелона становятся команды «Хаас» и «Рено» (если, конечно, не рассматривать общие за сезон результаты «Форс Индия»).

При такой системе начисления баллов Вальтери Боттас занял третье место в ЛЗ, что в данном случае стало возможно за счёт выполнения финном «стахановской нормы» по количеству лучших кругов в гонке (7 штук), а также за счёт скромности преимущества первых мест над вторыми (от трёх до одного очка, в зависимости от того, кто установил в гонке быстрейший круг), которых (вторых мест) у финна так же набралось больше, чем у других (тоже 7 штук).

Альтернатива-2018 04

Гипотетический Вальтери Боттас: «…Теперь, наверное, ни у кого нет сомнений, что я вовсе не провалил этот сезон. Призеров не судят, а я призер! Полноценный и заслуженный...»

 

Двигаемся дальше. С 1961 года была введена система начисления баллов, без изменений просуществовавшая 30 лет, а после повышения стоимости победы на один пункт, ещё 12 лет. Я объединил эти две почти идентичные системы в одну таблицу, так как разная стоимость побед в гонках никак не повлияла на расположение первой шестерки гонщиков и первой тройки команд. Просто основной расчёт приведён для более низкой стоимости победы, а в дополнительной графе указано количество очков для гонщиков и команд, полученных ими при более высокой стоимости победы.

Альтернатива-2018 05

Без дополнительной подпитки баллами за быстрейшие круги в гонках, а также в условиях некоторого обесценивания второго места в сравнении с первым (разница в 3-4 очка) Вальтери Боттас  переместился на более классическое для себя пятое место, а третье место уже во второй раз из трёх рассмотренных альтернативных зачетов досталось Максу Ферстаппену.

Альтернатива-2018 06

Гипотетический Макс Ферстаппен: «… Да не слушайте вы гипотетического Вальтери Боттаса… Это я призёр! Полноценный и заслуженный! А Валет сезон провалил...»

 

Продолжаем путешествие  по времени. Начиная с 2003 года зачётная зона была расширена ещё на две позиции. Хотя увеличить цену победы в тот раз реформаторы ещё не решились. Вместо этого повысили стоимость остальных мест, снова обесценив победу по отношению к последующим местам.

Альтернатива-2018 07

Именно эта система оказалась единственной, в которой положение команд в КК, не имеет отличий с реальным конструкторским зачётом. Все команды красиво стоят на своих классических местах нынешнего года.

А вот в ЛЗ данная альтернативная система вновь вывела в призёры чемпионата мира Вальтери Боттаса. Вообще, во всех  вышеперечисленных послевоенных альтернативных системах начисления места с третьего по пятое в ЛЗ расположены настолько плотно, что вновь поднявшийся статус вторых мест, а также попадание Вальтери Боттасом в зачетную зону ещё двух гонок (дополнительные три очка), сделали возможным очередную кардинальную перекройку мест в рассматриваемой зоне протокола.

И снова стоит отметить Нико Хюлькенберга, который и в текущей и в предыдущей версиях ЛЗ взлетел к доступному максимуму для всех гонщиков второго эшелона пелетона. И это после пребывания в статусе абсолютного аутсайдера по первой из рассмотренных в данной статье версий ЛЗ.

Альтернатива-2018 08

Нико Хюлькенберг является наиболее «нестабильным» гонщиком в рассмотренных альтернативных зачётах. Диапазон его блужданий по альтернативным итоговым протоколам ЛЗ: от последнего места до седьмого.

 

Начиная с 2010 года действует нынешняя система начисления баллов, приводить которую в альтернативных зачетах бессмысленно. Однако, по ходу завершившегося сезона неоднократно высказывалась идея о введении в Ф1 системы начисления баллов всем участникам гонки, а не только лучшей половине пелетона. Я уже однажды выкладывал здесь на Портале подобный альтернативный промежуточный расчёт результатов гонок, предложив схему, по минимуму искажающую реальные результаты гонщиков из верхней части пелетона. Пришло время пересчитать по предложенной схеме весь сезон-2018.

Альтернатива-2018 09

Вальтери Боттас стал лидером по числу третьих мест в альтернативных системах начисления баллов, опередив Макса Ферстаппена со счётом 3:2. Забавно, что классический бронзовый призер чемпионата мира Кими Райкконен ни разу не добрался до этого результата ни в одной из альтернативных систем.

Ну а залогом успеха Вальтери Боттаса именно в последней системе начислений стало повышенное значение сходов с дистанции в условиях, когда каждое попадание в первую десятку протоколов гонок приносит на десять очков больше классического начисления. Три «баранки» Макса Ферстаппена и четыре «баранки» Кими Райкконена не дали этим гонщикам шансов против единственного схода у Боттаса, повлекшего неклассификацию в гонке.

Альтернатива-2018 10

В основном тексте статьи я не упомянул этих парней ни разу. Не было повода. Никто из них ни разу не изменил своего положения в альтернативных итоговых протоколах ЛЗ в сравнении с классическим. Разве что вариации с досрочным оформлением титула Льюисом Хэмилтоном имели место. Дважды Льюис это делал за три этапа до конца чемпионата, дважды - за два этапа и однажды - за один этап. Ну а Себастьян Феттель… ортодоксальный вице-чемпион какими альтернативами его не просчитывай.


Автор заметки: ROMAN grosjean (декабрь 2018 года).


* Отредактировано автором 10.12.2018 в 15:53
Автор заметки: ROMAN grosjean
Мнение автора может отличаться от мнения редакции F1-Portal.ru
7 Отзывов