Хроника чемпионата Европы 1938 года. Часть четвёртая.

11.09.2018 08:27

Часть четвёртая: Провальный триумф и праздник не для всех.


80 лет назад, 11 сентября 1938 года, на автодроме в Монце состоялась гонка за Большой Приз Италии. Также эта гонка являлась четвёртым и последним зачётным этапом очередного чемпионата Европы среди автомобилей класса Гран-При.

Французские производители, а также частники, использующие технику французских марок, не проявили интереса к итальянской гонке, и данный Гран-При стал итало-германской дуэлью с двумя производителями с каждой стороны. С итальянской стороны приняли участие заводская команда «Альфа-Ромео», заводская команда «Мазерати» и частники, использующие не самые актуальные модели «Альфа-Ромео». Всего честь итальянской техники защищали девять человек: шесть заводских гонщиков, по трое в каждой команде и трое частников. Германия уступила в числе участвующей техники, но традиционно была на качественно более высоком уровне в отношении каждого выставленного автомобиля.

Для команды «Ауто Юнион» это была, по сути, утешительная гонка. В борьбе за титул ни один их гонщик уже не участвовал, так что была просто очередная попытка нанести «Мерседес» хотя бы локальное поражение. Тацио Нуволари, Ханс Штук, Герман Мюллер и Кристиан Каутц готовились дать своим более успешным конкурентам последний официальный бой в проигранном сезоне. Противостояла гонщикам «Ауто Юнион» испытанная четвёрка гонщиков «Мерседес» в лице Рудольфа Караччиолы, Манфреда фон Браухича, Ричарда Симэна и Германа Ланга. Первые трое являлись претендентами на титул, причём все главные козыри были на руках у Караччиолы. Ему для завоевания титула было достаточно преодолеть больше трёх четвертей дистанции. Шансы остальных становились вариантными только в случае более раннего схода «претендента номер один».

После прошлогоднего перерыва Гран-При Италии вновь вернулся в Монцу. Два года назад, для того, чтобы дать шанс итальянской технике противостоять немецким командам, эта трасса на всех прямых отрезках была перегорожена искусственными шиканами, сооружёнными из тюков соломы и призванными сделать скоростную трассу менее скоростной. На этот раз из всех прежних шикан оставили только одну, перед Южной Кривой, и только в интересах обеспечения безопасности гонщиков, так как Южная Кривая была наиболее опасна с точки зрения прохождения её на полной скорости.

1938 ГП Италии 01

Подготовка техники «Мерседес» к Гран-При Италии 1938 года. Машина под номером «12» готовится для Рудольфа Караччиолы, под номером «4» - для Манфреда фон Браухича, под номером «26» - для Германа Ланга, под номером «16» - для Ричарда Симэна.


Предгоночные практики, казалось, в очередной раз похоронили шансы «Ауто Юнион» на достойный результат на фоне конкурентов-соотечественников. Первые три результата записали на свой счёт гонщики «Мерседес» Ланг, Браухич и Караччиола. Лучший из гонщиков «Ауто Юнион», коим на этот раз оказался Мюллер, оказался лишь четвёртым, что, однако, позволило ему попасть на первый ряд стартового поля, состоявший из четырёх стартовых позиций. Нуволари, хоть и уступил одному из партнёров по команде, но смог показать время лучшее, чем у мерседесовца Симэна. Каутц на этот раз сумел одолеть всех соперников на итальянской технике. А Ханс Штук в практиках почти не участвовал из-за огромного числа технических проблем на его автомобиле и с результатом, не отражающим реальной силы своей техники, оказался в глубине стартового поля на предпоследнем ряду.

Старт гонки поначалу также поддержал полученное накануне впечатление о проигрышной форме второй немецкой команды. За счёт лучшего старта Герман Мюллер вывел свой «Ауто Юнион» в лидеры, но затем достаточно быстро был вынужден отдать лидирующую позицию своему тёзке Лангу из «Мерседес». При этом только чрезмерное увлечение борьбой между собой со стороны Рудольфа Караччиолы и Манфреда фон Браухича помешало соискателям титула также опередить выскочку из «Ауто Юнион».

1938 ГП Италии 02

11 сентября 1938 года. Старт Гран-При Италии. В первом ряду стартового поля слева направо: обладатель поул-позишн Герман Ланг, Манфред фон Браухич, Рудольф Караччиола (все «Мерседес») и Герман Мюллер («Ауто Юнион»), берущий лучший старт, что отчётливо просматривается на фото.


Но дальше картина стала стремительно меняться. Началось с того, что на втором круге Рудольф Караччиола въехал в тюки с соломой в единственной шикане и застрял там. С точки зрения борьбы за титул это было огромной неприятностью. Посторонняя помощь на трассе была под запретом, поэтому Караччиола был вынужден самостоятельно освободить свой автомобиль из соломенной ловушки, благо двигатель не заглох, и продолжить борьбу уже далеко за спинами основных конкурентов и большинства прочих участников гонки. Главному претенденту на титул не составило большого труда пробиться через итальянскую технику в хвост немецкой автоколонны, насчитывающей к этому времени только семь автомобилей («Ауто Юнион» Каутца сломался на том же втором круге). Но тут стала сказываться очередная неприятность. Удар о тюки с соломой повредил корпус автомобиля и выхлопные газы стали проникать в кабину гонщика, обжигая ему ноги. Поначалу это было ещё более-менее терпимо, но чем дальше шло дело, тем больше это мешало Рудольфу Караччиоле, не имеющему возможности атаковать в полную силу. А на кону был титул и необходимость проехать в своём автомобиле не меньше трёх четвертей дистанции. На счастье Рудольфа, но к огорчению руководства команды, проблемы с техникой стали в «Мерседес» нарастать как снежный ком. Сначала потерял темп и скоро присоединился к Караччиоле в хвосте немецкой автоколонны Манфред фон Браухич. Затем пропала часть мощности двигателя у лидировавшего до этого момента Германа Ланга. И постепенно Ланг превратил группу, замыкающую немецкую автоколонну, в трио автомобилей «Мерседес». Только Ричард Симэн продолжал биться за честь «Мерседес» в авангарде пелетона, плотно преследуя захватившего лидерство Тацио Нуволари. И именно у Симэна техника «Мерседес» отказала в первую очередь. Так уже после 14-ти кругов дистанции сложилась крайне неутешительная для «Мерседес» картина: первые три места занимали автомобили команды «Ауто Юнион» в порядке следования: Нуволари, Штук, Мюллер, а на солидном удалении от них ехали три автомобиля «Мерседес», на двух из которых были технические проблемы, а третий был горячим и дискомфортным для гонщика. Ситуация для команды «Мерседес» продолжала усугубляться. Спустя несколько кругов вне гонки оказался Манфред фон Браухич. Правда, для Рудольфа Караччиолы это стало означать свершившуюся по факту победу в чемпионате Европы. Но сам Рудольф, должно быть, думал об этом в последнюю очередь. Доехав до штатного пит-стопа для замены колёс и дозаправки он покинул автомобиль и попросил замену. В «Мерседес» Караччиолы усадили фон Браухича, как наиболее приоритетного из имеющихся в наличии свободных гонщиков команды.

1938 ГП Италии 03

11 сентября 1938 года. Гран-При Италии. Эпизод на пит-стопе команды «Мерседес». Рудольф Караччиола (слева от гоночного автомобиля) что-то говорит Манфреду фон Браухичу, только что сменившему Рудольфа в кабине. Обратите внимание на хорошо просматриваемую на кадре обувь гонщика. Вот такая экипировка подвергалась воздействию горячих выхлопных газов. Задняя часть автомобиля хранит следы от контакта с тюками соломы.


Фон Браухичу хватило двух кругов, чтобы понять, что машина «горячая и неудобная», после чего он вернулся в расположение команды и отказался ехать дальше на таком автомобиле. Симэн тоже отказался. А Герман Ланг, в силу своего пролетарского происхождения считавшийся в команде кем-то вроде «Золушки» и никогда не оспаривавший командные приказы, оставался на трассе в своём собственном автомобиле. Так что пришлось Рудольфу Караччиоле возвращаться на трассу с дополнительно обмотанными, насколько это было возможно, ногами. Спустя ещё несколько кругов окончательно сломалась техника и у Ланга. Но новый старый Чемпион Европы уже приноровился вести машину в темпе близком к прогулочному с минимальными физическими мучениями и остался на трассе. К концу состязания Караччиола уже три круга проигрывал лидеру гонки Нуволари, а на предпоследнем для себя круге без сопротивления пропустил вперёд Джузеппе Фарину на «Альфа-Ромео». Этот эпизод, как оказалось, решил судьбу второго места, которое досталось итальянцу на итальянской технике. Да. Из трио лидировавших в гонке «Ауто Юнион» до финиша добрался только Тацио Нуволари, а Ханс Штук и Герман Мюллер сошли по техническим причинам.

1938 ГП Италии 04

11 сентября 1938 года. Гран-При Италии. Тацио Нуволари («Ауто Юнион», стартовый номер «22») на пути к победе на трассе в городском парке в Монце.


1938 ГП Италия 05

11 сентября 1938 года. Победитель Гран-При Италии Тацио Нуволари на церемонии награждения (в центре кадра с жестом то ли просто приветствия, то ли приветствия нацистского). Рядом с ним (справа) находится Джузеппе Фарина, чей «Альфа-Ромео» прибыл к финишу на втором месте. Редкий кадр для 1938 года, когда на церемонии награждения присутствует гонщик не одной из двух немецких команд.


Из восьми немецких машин до финиша доехали только две, выпустив на второе место гонщика на итальянской технике. Это был провальный триумф как для немецкой техники в целом, так и для команды «Мерседес» в частности. Пришедший в ярость Альфред Нойбауэр запретил общекомандное празднование окончания сезона. Так что большинство сотрудников команды действительно лишились банкета за казённый счёт. Зато гонщики-аристократы, а также руководители и покровители команды без праздника не остались. Даже без двух. Вечером после гонки избранное общество «обмыло» титул Рудольфа Караччиолы, а заодно помолвку Ричарда Симэна с Эрикой Попп, дочерью президента «БМВ».

Ситуация с Симэном вполне подошла под слегка перефразированную строку: «Не везёт мне в гонках, повезло в любви». Сойдя на наиболее раннем среди всех гонщиков «Мерседес» этапе гонки (в первой четверти дистанции), Симэн, перед началом гонки числившийся претендентом на титул, уступил третью строку в ЛЗ Герману Лангу, чья техника отказала значительно позже (на третьей четверти дистанции, разница по отношению к Симэну составила два решающих очка). Уже без лишних подробностей и цифр скажу, что сход во второй четверти дистанции позволил Манфреду фон Браухичу сохранить вторую строку в ЛЗ. С Рудольфом Караччиолой и так всё ясно. А в «Ауто Юнион» очень любопытно сложились результаты, и Тацио Нуволари, благодаря своей победе догнал по очкам сразу двух своих сошедших в гонке партнёров по команде Ханса Штука и Германа Мюллера, которым заметно уступал (4 и 3 очка, соответственно) перед последним этапом. Но в любом случае трио лучших гонщиков «Ауто Юнион» расположилось в итоговом протоколе чемпионата Европы ниже «аутсайдера» из «Мерседес» Ричарда Симэна.

«Ауто Юнион» выиграл утешительный бой. Но «Мерседес», как я уже упомянул выше, нашёл, чем утешиться в свою очередь…

1938 ГП Италии 06

Чемпион и Руководитель. На кадре Рудольф Караччиола, в период с 1935 по 1938 год трижды ставший чемпионом Европы в составе «Мерседес» и легендарный руководитель легендарной команды Альфред Нойбауэр.

 

Автор хроники: ROMAN grosjean (сентябрь 2018 года).

Автор заметки: ROMAN grosjean
Мнение автора может отличаться от мнения редакции F1-Portal.ru
1 Отзыв