Как Скудерия растит пилотов.

02.02.2018 10:53

Бог его знает, что думала администрация отеля Hotel Schloss швейцарского горнолыжного курорта в Понтрезине, когда после недельного пребывания группа гонщиков Академии Ferrari наконец покинула гостиницу.

Всю неделю фойе старого отеля было оккупировано гоночным симулятором. Ребята из Академии затаскивали его внутрь с таким видом, будто в горах это предмет первой необходимости – как теплая одежда при местной температуре, которая обычно опускается до минус 12 градусов.

Симулятор оформлен в стиле Ferrari F2004. На фоне его звука проходит вся тренировочная неделя Академии, с которой ее гонщики начинают 2018 год. С утра и до вечера за симулятор может сесть любой пилот, но, как правило, самое популярное время – в коротких перерывах в насыщенной программе тренировок. Гонщики по очереди наматывают круг за кругом, а когда кто-то показывает лучший результат, об этом тут же пишут всем в группу в WhatsApp.

Джанлука Петекоф, Ferrari
Фото: Ferrari Media Center


Виртуальные заезды проходят на трассе в Монце (где же еще!). Последним за руль садится Джанкарло Физикелла – в Понтрезину он приехал c другим заводским гонщиком Ferrari Андреа Бертолини в качестве ориентира и наставника для молодых пилотов. Неудивительно, что лучшее время бывшего гонщика Ferrari в Формуле 1 – 1:24.815 – с большим запасом оказывается лучшим.

Одной скорости мало
Академия Ferrari состоит как из гонщиков с громкими фамилиями, так и из тех, кто только начинает зарабатывать себе репутацию в спорте. На тренировки приехали Антонио Фуоко, Джулиано Алези, Каллум Илотт, Энцо Фиттипальди и Джанлука Петекоф, однако компанию им не смогли составить Гуанью Жоу, Роберт Шварцман и Маркус Армстронг – последние два сейчас гоняются в новозеландской Toyota Racing Series.

 

 

 фото   Роберт Шварцман

Россиянина впервые взяли в Академию Ferrari. Что это такое?
Суть тренировочного лагеря, организованного руководителем Академии Массимо Риволой, сводится не просто к физической подготовке – работа сосредоточена на том, что это подготовка в первую очередь начинающих гонщиков. В основе лежит простая концепция: поддержка и финансирование молодого человека на пути к Формуле 1 обходятся дорого, поэтому от пилота требуют что-то в ответ. Он должен быть готов чем-то жертвовать, учиться, уметь разбираться в тонкостях человеческого общения, принимать поражения.

«Для них это незнакомая ситуация – оказаться в горах, вдали от своего привычного окружения, – объясняет Ривола. – У спортсменов ведь как часто бывает: они занимаются только тем, что у них хорошо получается. А здесь у всех одинаковая программа. Ее цель – стимулировать соперничество, анализировать реакцию спортсменов на обстоятельства, на успехи и поражения».

Тренировочный лагерь Ferrari
Фото: Ferrari Media Center

В автоспорте твоим главным соперником всегда является напарник, и в Академии Ferrari этому обстоятельству уделяют особое внимание. Каждому профессионалу нужно уметь уживаться со своим оппонентом, поэтому, например, Фиттипальди и Петекофа, которые проведут сезон 2018 года в одной команде Формулы 4, сразу же селят в отеле в одном номере.

«Соперничество приводит к стрессу, – говорит Ривола. – Всю эту неделю мы только и делаем, что сравниваем гонщиков, и они должны учиться действовать в таких условиях. То, как гонщик подходит к тренировкам, соревнованиям, которые мы проводим в спортзале или на лыжной трассе, говорит о многом.

Леклер, когда только к нам пришел, ввязывался в любой спор, в каждом состязании хотел быть победителем, но расплачивлася за это тем, что добивался меньшего, чем мог бы. С ним мы очень плодотворно работали. 

У нас есть наставники, или назовем их тренерами-психологами, задачи которых похожи на задачи гоночных инженеров. На бумаге они занимаются только техническими вопросами, но по сути часто оказываются теми же психологами».

Энцо Фиттипальди, Ferrari
Фото: Ferrari Media Center

В последние годы критерии оценки пилота в Формуле 1 эволюционировали, появилось множество новых параметров. Психологическая устойчивость стала важным фактором – иногда это даже важнее природного таланта.

Очень быстрый гонщик, но с рядовой психикой, не задержится в Формуле 1 надолго и точно ничего не добьется, если на кону будет стоять титул чемпиона мира. Моменты, когда молодой пилот доволен собой, недопустимы, потому что за углом его всегда ждут новые испытания.

«В группе уже есть опытные ребята, как Фуоко, который проведет свой второй сезон в Формуле 2, – отмечает Ривола. – А есть такие, кто только что закончил выступать в картинге. Мы хотим, чтобы они тренировались вместе, потому что у кого-то может быть много опыта, но случается, что приходит молодой гонщик и сразу оказывается лучше».

Интересно, что разница в возрасте сильно заметна, когда гонщики тренируют на симуляторе старты: молодые всегда стараются произвести впечатление, делают ошибки, забывая, что стабильно хорошие результаты лучше одного фантастического.

Каждое действие или ситуация, даже самые банальные – например, когда один гонщик шутки ради прячет телефон другого, – изучаются тренерами. В этом вся концепция Академии, которую правильнее было бы назвать Академией Ferrari 2.0. Этот проект отличается от того, что существовал в двухтысячных, во время бума программы поддержки молодых пилотов. Тогда основой всего была финансовая поддержка, выбор для гонщика серии и команды. После этого тот, кто платит деньги, просто ждал результатов.

Теперь все по-другому. Недостаточно просто убедиться, что молодой пилот обладает скоростью и талантом – нужно проанализировать, как он будет реагировать на задачи, которые могут ему поставить в Формуле 1, что будет, когда он допустит первую серьезную ошибку, как отнесется к напарнику, который внезапно осложнит ему жизнь.

«Для оценки у нас есть команда Prema – она обеспечивает своими программами продвижение пилота от Формулы 4 до Формулы 2, – говорит Массимо. – Но нам, конечно, всегда хочется охватить не только результаты на трассе, но как можно большее количество аспектов, которые отделяют победу от поражения».

Sauber, Alfa Romeo и Леклер

Сейчас гонщик Академии понимает, что если его карьера в младших сериях получится идеальной, то Ferrari даст ему место в Sauber. Пример – Шарль Леклер, который уже в марте сядет за руль машины в своем дебютном сезоне в Формуле 1. Alfa Romeo, которая стала партнером команды, вообще серьезно повлияла на перспективы гонщиков Академии – теперь их карьера теоретически имеет продолжение.

Каждый участник этого тренировочного лагеря, в перерывах между бегом на снегоступах, курсами этикета, ездой на горных лыжах или гонками на квадроциклах, задумывается о том, как сложилась карьера Леклера, который со всеми вместе участвует во всех мероприятиях Академии.

«Нас переполняло чувство удовлетворения, когда мы узнали, что Шарль попал в Формулу 1, – признается Ривола. – Это означало, что все делается правильно. Сомнений теперь нет, но без результатов никакой определенности тоже не будет. Теперь у наших ребят есть дополнительный стимул, они знают, что система работает, поэтому им нужно только показывать хорошие результаты».

Тренировочный лагерь Ferrari
Фото: Ferrari Media Center

------

Джанкарло Физикелла, Ferrari

Антонио Фуоко, Ferrari

На самом деле, непривычно видеть 14-летних мальчиков, на которых висит такая ответственность. Еще десять лет назад молодыми называли пилотов в возрасте 18 лет – современные «молодые» теперь на четыре года младше. С другой стороны, эти 14-летние вполне могут без всяких опасений (и даже с заразительным энтузиазмом) сорваться и переехать из Новой Зеландии в Европу.

А что, если мечта о Формуле 1, которая их всех объединяет, так и не сбудется? «Мы об этом думали, – говорит Ривола. – Да, есть такие, кто самостоятельно решает развивать свою карьеру иначе. Но мы со своей стороны пробуем понять, есть ли у пилота будущее в Гран Туризмо – очень важных для Ferrari и крайне конкурентных гонках. Это профессиональная альтернатива. Но наша основная задача остается в том, чтобы найти тех, кто способен думать о самых высоких целях, и помогать им развиваться».

В Академии ничего не оставляют на волю случая – совсем как при разработке и постройке гоночной машины. Энцо Феррари однажды сказал: «Мне хочется думать, что Ferrari способна строить гонщиков так же хорошо, как строит машины». В Академии Скудерии относятся к этой фразе со всей серьезностью.

Тренировочный лагерь Ferrari


Фото: Ferrari Media Center

------

Андреа Бертолини, Ferrari

Тренировочный лагерь Ferrari

 

Антонио Фуоко, Ferrari

В автоспорте твоим главным соперником всегда является напарник, и в Академии Ferrari этому обстоятельству уделяют особое внимание. Каждому профессионалу нужно уметь уживаться со своим оппонентом, поэтому, например, Фиттипальди и Петекофа, которые проведут сезон 2018 года в одной команде Формулы 4, сразу же селят в отеле в одном номере.

«Соперничество приводит к стрессу, – говорит Ривола. – Всю эту неделю мы только и делаем, что сравниваем гонщиков, и они должны учиться действовать в таких условиях. То, как гонщик подходит к тренировкам, соревнованиям, которые мы проводим в спортзале или на лыжной трассе, говорит о многом.

Леклер, когда только к нам пришел, ввязывался в любой спор, в каждом состязании хотел быть победителем, но расплачивлася за это тем, что добивался меньшего, чем мог бы. С ним мы очень плодотворно работали. 

У нас есть наставники, или назовем их тренерами-психологами, задачи которых похожи на задачи гоночных инженеров. На бумаге они занимаются только техническими вопросами, но по сути часто оказываются теми же психологами».

В последние годы критерии оценки пилота в Формуле 1 эволюционировали, появилось множество новых параметров. Психологическая устойчивость стала важным фактором – иногда это даже важнее природного таланта.

Очень быстрый гонщик, но с рядовой психикой, не задержится в Формуле 1 надолго и точно ничего не добьется, если на кону будет стоять титул чемпиона мира. Моменты, когда молодой пилот доволен собой, недопустимы, потому что за углом его всегда ждут новые испытания.

«В группе уже есть опытные ребята, как Фуоко, который проведет свой второй сезон в Формуле 2, – отмечает Ривола. – А есть такие, кто только что закончил выступать в картинге. Мы хотим, чтобы они тренировались вместе, потому что у кого-то может быть много опыта, но случается, что приходит молодой гонщик и сразу оказывается лучше».

Интересно, что разница в возрасте сильно заметна, когда гонщики тренируют на симуляторе старты: молодые всегда стараются произвести впечатление, делают ошибки, забывая, что стабильно хорошие результаты лучше одного фантастического.

Тренировочный лагерь Ferrari


Фото: Ferrari Media Center


Каждое действие или ситуация, даже самые банальные – например, когда один гонщик шутки ради прячет телефон другого, – изучаются тренерами. В этом вся концепция Академии, которую правильнее было бы назвать Академией Ferrari 2.0. Этот проект отличается от того, что существовал в двухтысячных, во время бума программы поддержки молодых пилотов. Тогда основой всего была финансовая поддержка, выбор для гонщика серии и команды. После этого тот, кто платит деньги, просто ждал результатов.

Теперь все по-другому. Недостаточно просто убедиться, что молодой пилот обладает скоростью и талантом – нужно проанализировать, как он будет реагировать на задачи, которые могут ему поставить в Формуле 1, что будет, когда он допустит первую серьезную ошибку, как отнесется к напарнику, который внезапно осложнит ему жизнь.

«Для оценки у нас есть команда Prema – она обеспечивает своими программами продвижение пилота от Формулы 4 до Формулы 2, – говорит Массимо. – Но нам, конечно, всегда хочется охватить не только результаты на трассе, но как можно большее количество аспектов, которые отделяют победу от поражения».

Sauber, Alfa Romeo и Леклер
Сейчас гонщик Академии понимает, что если его карьера в младших сериях получится идеальной, то Ferrari даст ему место в Sauber. Пример – Шарль Леклер, который уже в марте сядет за руль машины в своем дебютном сезоне в Формуле 1. Alfa Romeo, которая стала партнером команды, вообще серьезно повлияла на перспективы гонщиков Академии – теперь их карьера теоретически имеет продолжение.

Каждый участник этого тренировочного лагеря, в перерывах между бегом на снегоступах, курсами этикета, ездой на горных лыжах или гонками на квадроциклах, задумывается о том, как сложилась карьера Леклера, который со всеми вместе участвует во всех мероприятиях Академии.

«Нас переполняло чувство удовлетворения, когда мы узнали, что Шарль попал в Формулу 1, – признается Ривола. – Это означало, что все делается правильно. Сомнений теперь нет, но без результатов никакой определенности тоже не будет. Теперь у наших ребят есть дополнительный стимул, они знают, что система работает, поэтому им нужно только показывать хорошие результаты».

Тренировочный лагерь Ferrari   Фото: Ferrari Media Center


На самом деле, непривычно видеть 14-летних мальчиков, на которых висит такая ответственность. Еще десять лет назад молодыми называли пилотов в возрасте 18 лет – современные «молодые» теперь на четыре года младше. С другой стороны, эти 14-летние вполне могут без всяких опасений (и даже с заразительным энтузиазмом) сорваться и переехать из Новой Зеландии в Европу.

А что, если мечта о Формуле 1, которая их всех объединяет, так и не сбудется? «Мы об этом думали, – говорит Ривола. – Да, есть такие, кто самостоятельно решает развивать свою карьеру иначе. Но мы со своей стороны пробуем понять, есть ли у пилота будущее в Гран Туризмо – очень важных для Ferrari и крайне конкурентных гонках. Это профессиональная альтернатива. Но наша основная задача остается в том, чтобы найти тех, кто способен думать о самых высоких целях, и помогать им развиваться».

В Академии ничего не оставляют на волю случая – совсем как при разработке и постройке гоночной машины. Энцо Феррари однажды сказал: «Мне хочется думать, что Ferrari способна строить гонщиков так же хорошо, как строит машины». В Академии Скудерии относятся к этой фразе со всей серьезностью.

Тренировочный лагерь Ferrari
 
 

 

Джанкарло Физикелла, Ferrari          Фото: Ferrari Media Center
 
----

Джулиано Алези, Ferrari         Фото: Ferrari Media Center
 

 

---------- 

Фото: Ferrari Media Center
Тренировочный лагерь Ferrari
 
 

 

 

Антонио Фуоко, Ferrari     Фото: Ferrari Media Center
 
 

Джулиано Алези, Ferrari Driver Academy       Фото: Ferrari Media Center
 

Фото: Ferrari Media Center
Тренировочный лагерь Ferrari
 
 


Тренировочный лагерь Ferrari     Фото: Ferrari Media Center

 

Фото: Ferrari Media Center

Источник


* Отредактировано автором 2.2.2018 в 12:35
Автор заметки: zej
Мнение автора может отличаться от мнения редакции F1-Portal.ru
4 Отзыва