Красивая сказка или суровая реальность?

13.12.2017 09:29

 

Буквально на днях ожидается оглашение вердикта команды Williams о том, кто же станет напарником Лэнса Стролла в 2018 году. Предлагаем вам подытожить все, что мы знаем об этой ситуации на данный момент.

 

11 декабря пресса бодро отрапортовала о том, что руководство Williams якобы определилось с главным претендентом на место в команде на сезон-2018: сообщается, что россиянин Сергей Сироткин является фаворитом на место напарника Лэнса Стролла. Насколько информация правдива, судить сложно, да и поменяться все может в один момент, однако после тестов в Абу-Даби верится в это довольно легко - Сергей и впрямь выглядит достаточно логичным выбором для команды из Гроува.

Приглашая поляка на тесты, в команде преследовали сразу две цели: во-первых, было необходимо выяснить реальный уровень некогда одного из самых быстрых и перспективных гонщиков пелетона, сравнив его с другим пилотом, незнакомым с FW40. Выбор пал на Сироткина, что так же является вполне логичным - именно с Сергеем Кубица проводил предыдущие тесты в Renault, что позволило более подробно сравнить результаты этих двух пилотов. Причем, сравнить не столько времена, сколько работу самого пилота за рулем машины - выбор траекторий, точек торможения, работа с газом и тормозом, равно как и с остальными многочисленными системами современного болида.

В Renault увидели то, что им категорически не понравилось, что привело к последующему отказу от сотрудничества с Кубицей. В Williams решили не верить сторонним результатам, и проверить все самолично... попутно использовав всю шумиху, связанную с именем поляка, себе на пользу. Именно это и являлось второй целью Williams - возвращение Кубицы в Формулу 1 было бы наверное самым зрелищным и эмоциональным камбэком за последнее время, и именно из этого они выжали максимум: выбирай они себе пилота в напарники Строллу из Сироткина или Верляйна, не говоря уж о ди Ресте (при всем уважении), того уровня ажиотажа и интереса не было бы и рядом.

Однако, если говорить о результатах на трассе непосредственно самого поляка, то тут чуда не произошло: Роберт проиграл Сироткину примерно 1.5 с в темпе, и для пилотов Ф1 это много, очень много. Для сравнения, обычная разница между напарниками по команде не превышает полусекунды.

Кубица пытался как-то оправдываться тем, что и он сам еще не вкатился, и машина незнакомая... Но для Сироткина-то эта машина была точно так же в новинку, однако на тестах он проявил себя с решительно положительной стороны, чем немало удивил руководство Williams. Причем настолько, что те, изначально даже и не собиравшиеся включать Сергея в число претендентов, сходу отрядили его в число фаворитов на место в напарники Строллу-младшему.

 

Вместе с тем, выбор Сироткина не столь однозначен, как может показаться с первого взгляда. Разумеется, нам всем было бы крайне приятно видеть нового россиянина в Формуле 1, раз уж предыдущий наш пилот выронил триколор, оказавшись в несколько неловкой ситуации, в связи с досрочным отстранением.

Но если взглянуть на ситуацию со стороны пользы для команды, то здесь вступают в силу иные приоритеты.

 

 

Плюсы и минусы

Британский телеканал Sky Sports собрал трёх экспертов, трёх гоночных репортёров, представляющих разные СМИ, и они попытались ответить на вопрос, действительно ли Сергей Сироткин – наилучший выбор для Williams?

«У меня есть один ответ: если бы Роберт Кубица оставался тем гонщиком, каким он был в своё время, то лучшим выбором стал бы именно он, – начал Джонатан Макивой, корреспондент The Daily Mail. – Тогда практически для любой команды он мог бы стать более предпочтительным выбором, им можно было бы заменить любого гонщика современной Формулы 1, возможно, за исключением Льюиса Хэмилтона. Пожалуй, сюда надо добавить и Макса Ферстаппена. В любом случае, таких гонщиков очень мало.

 
Раз в Williams отказались от этого варианта, значит, они выяснили – а до них это сделали в Renault – что сотрудничество с 33-летним Кубицей, у которого не полностью восстановлены функции правой руки, к сожалению, не имеет перспектив.

Мне не хочется думать, что в Williams всегда выбирают финансовую выгоду и якобы заинтересованы в российских деньгах, а в России готовы платить за то, чтобы в Формуле 1 выступал российский пилот. Пока я с некоторым опасением отношусь к выбору Williams, но полагаю, что они отказались от прекрасного гонщика только потому, что он уже не так хорош, как был раньше».

«Я согласен с этим мнением, – продолжил Крис Медланд, корреспондент The Racer. – По-моему, Марк Хьюз уверял, что контракт с Кубицей был уже почти подписан, и если бы тесты в Абу-Даби прошли хорошо, а Роберт показал нужную скорость… Мне кажется, в Williams и не рассчитывали, что он сможет выступать на своём прежнем уровне, но ожидали, что будет достаточно близок к этому уровню. И тогда бы они подписали с ним контракт.

Именно это было приоритетом для Williams, но в нужный момент что-то не сложилось. Надо отдать должное команде, они никогда не говорили, что уже почти готовы начать сотрудничество с Кубицей. Судя по всему, на второй день тестов он не смог произвести нужного впечатления, тогда как Сироткину это действительно удалось. У команды неожиданно появился новый вариант: быстрый гонщик с мощной финансовой поддержкой. И в Williams задумались, что этот вариант не так уж плох».

«Интересно, что Сироткин отвечает всем требованиям, – считает Уилл Бакстон, в последние годы сотрудничавший с телеканалом NBC. – Он сел за руль, провёл тесты, и в Williams увидели, что, во-первых, его отличает хороший гоночный темп, во-вторых, стабильность результатов, в-третьих, неплохая скорость в режиме квалификации. Кроме того, они убедились, что он предоставляет качественную обратную связь. А кроме того, у него есть 15 миллионов – так давайте же возьмём его на два года! Это же в сумме 30 млн!

Теперь остаётся надеяться, что в Williams смогут разумно распорядиться этими средствами. Вспомните, что они сделали с деньгами Пастора Мальдонадо: всё было правильно инвестировано, и в 2014 году это позволило команде сделать рывок вперёд, Фелипе Масса и Валттери Боттас смогли бороться за подиумы и поул-позиции. Будем надеяться, что сейчас в Гроуве поступят так же.

Посмотрите, чего добилась Force India, хотя у неё один из самых скромных бюджетов, меньше только у Sauber. Но эта команда показывает прекрасные результаты – так почему это не удаётся Williams? Но теперь в их распоряжении окажутся деньги, которые будут поступать через обоих гонщиков. Кроме того, у Williams есть целое инжиниринговое подразделение, которое приносит команде дополнительные доходы, ведь она занимается не только гонками, но и бизнесом. Так почему же она не в состоянии эффективно использовать эти деньги, что идёт не так? Почему они не могут одолеть Force India?»

«Я согласен с Уиллом, – поддержал Медланд. – Ожидается, что в следующем сезоне Renault и McLaren сделают шаг вперёд. В этой ситуации может оказаться, что Williams будет претендовать только на 6-е место в Кубке конструкторов. Поэтому команда должна как-то перестроиться, а для этого ей понадобятся деньги. Что-то должно измениться, так что подписать контракт с Сироткиным – не такая уж плохая идея».

 

 

Однако, не все смотрят на ситуацию столь позитивно. К примеру, редактор AUTOSPORT.com.ru Александр Гинько хоть и признает скорость, и даже некую финансовую поддержку Сироткина, все же выражает некоторое опасение в выборе второго новичка в команду, которой в этом году жизненно необходимо сделать шаг вперед при развитии своей машины, причем что очень важно - совершенно новой концепции. Но какие еще варианты есть у Williаms?

Александр Гинько: «Выбор в его [Сироткина] пользу будет означать, что в Williams готовы пойти на риск и посадить за руль обеих боевых машин малоопытных пилотов – как бы в таких обстоятельствах не возникла проблема с поиском истинного потенциала их новой машины...

Из минусов можно отметить отсутствие боевого опыта у россиянина в Формуле 1, кроме того, его результаты в младших категориях можно назвать разве что очень хорошими, но отнюдь не выдающимися. Три победы в гонках в серии GP2 за два сезона – это весь актив в серьезных формульных первенствах. И оба раза он был третьим на финише сезона.

При этом у Сергея есть финансовая поддержка.

Если же говорить о более опытных соперниках Сироткина на место в Williams, то у них у всех есть и свои минусы. Опыт – это хорошо, но не всё определяется опытом. Как писал Марк Твен: «Кошка, раз усевшаяся на горячую плиту, больше не будет садиться на горячую плиту. Впрочем, и на холодную тоже». Что касается фамилий, то у коллектива из Гроува было (есть?) три возможные опции с гонщиками, имеющими боевой опыт Формулы 1: бывший участник программы Red Bull Даниил Квят, Паскаль Верляйн, потерявший место в Sauber, и их собственный резервный гонщик Пол ди Реста.

Квят очень талантливый гонщик, но за последние два года он дважды потерял место в боевой машине Ф1 – сначала уступив место Максу Ферстаппену в RBR, а затем пустив вперед молодежь уже в Toro Rosso. В итоге россиянин был и вовсе отчислен из программы австрийского концерна.

После всего случившегося Даниилу будет непросто восстановить свое психологическое состояние, к тому же, сейчас у него, судя по всему, нет могущественной финансовой поддержки. В качестве плюсов можно отметить, что Квят фактически не уступал ни Даниэлю Риккардо, ни Карлосу Сайнсу, выступая с ними в одном коллективе.

Карьеру Верляйна в Формуле 1 поддерживает Mercedes, являющаяся поставщиком моторов для Williams, но при этом руководитель команды из Брэкли Тото Вольф уже заявил, что немцу придется завоевывать себе место в боевом кокпите собственными достижениями. Летом австриец посоветовал Паскалю «самому вставать на ноги», а в октябре отметил, что «не хочет вмешиваться в решение Williams».

Но у Сироткина, Квята и Верляйна есть одна на троих серьезная проблема – это их возраст. Им по 22-23 года, а для титульного спонсора команды из Гроува – компании Martini – было бы лучше, если хотя бы одному пилоту было за 25 лет, чтобы использовать его в рекламе своей продукции, не лишенной алкоголя.

Оставался Пол ди Реста. В свои тридцать с хвостиком он уже достаточно пожил, чтобы рекламировать вермут, к тому же, за его плечами три полноценных года участия в Формуле 1. Но если не считать скоропалительной замены Массы в Венгрии в этом году, в последний раз шотландец сидел за рулем боевой машины Ф1 в далеком 2013-м, когда потерял место в Force India.

 

 

К тому же, карьеру Пола в Больших Призах блестящей назвать также язык не поворачивается. Но то же самое можно сказать и о других опытных претендентах, за исключением Кубицы.

В сезоне-2018 команда Williams вступит в новую эпоху, ведь их машина будет впервые сконструирована под руководством технического директора Пэдди Лоу, перешедшего из Mercedes по окончании прошлого сезона.

Конечно, коллективу из Гроува хочется, чтобы их новый состав пилотов оказался быстрым – иначе нет никакого смысла строить быстрое шасси. Но и о будущем команды забывать не стоит. А опыт? Опыт можно получить и в Williams...»

 

Сказки не будет, но это к лучшему?

Несмотря на всеобщий ажиотаж и энтузиазм вокруг возможного возвращения Кубицы в Формулу 1, многие относились к этому осторожно изначально. Пилот с полностью функицональной лишь одной рукой это... Конечно, если бы Кубица "намотал" Стролла на колесо и с одной рукой, выглядело бы весело для болельщиков (и печально для Стролла-старшего). Вместе с тем, а разве в этом цель Роберта и Williams? Цель - победы, подиумы и главное - постоянный прогресс как самой машины, так и результатов на трассе. А для этого нужен хотя бы один хороший пилот. Конечно, сказка это здорово, но каким бы красивым не мог бы быть этот камбэк, результаты на трассе всегда будут важнее слез умиления на глазах болельщиков.

Главный редактор motorsport.ru Ярослав Загорец объяснил, почему ему, с одной стороны жаль, что Кубица не вернется, а с другой - хорошо, что все эт овяснилось сейчас, а не в течении сезона-2018.

«Люди любят сказки, особенно когда до Рождества осталась пара недель. Ставший инвалидом Алекс Занарди, проехавший 13 кругов на «Лаузицринге» на машине с ручным управлением и «завершивший» ту роковую гонку 2001 года, – это сказка. Роберт Кубица, вернувшийся в Формулу 1 после едва не убившей его аварии, – это была бы сказка посильнее истории Алекса. Ее на самом деле уже даже начали рассказывать – в начале июня, когда Renault впервые посадила поляка за руль машины 2012 года. Потом были августовские тесты на современной машине, и сказка начала мутировать в блокбастер.

Но что-то пошло не так. Сначала Renault, подарив было миру надежду, сказала: «Спасибо, но Карлос Сайнс будет понадежнее». Теперь примерно то же самое решили Падди Лоу с товарищами. И как бы нам ни хотелось стать зрителями этого реалити-шоу, к счастью для самого Кубицы, его не будет.

То, что команда приняла решение не давать ему машину на будущий год, – это в первую очередь благо для Роберта и выход из ситуации, в которой он добровольно оказался. Потому что одно дело, когда сказка рушится где-то за сценой, и мир узнает об этом уже по факту. И совсем другое дело, если сказка исчезнет на глазах у всех во время первой гонки в Австралии – а учитывая результаты тестов, все выглядит именно так. Моральный удар будет намного мощнее, и какую бы Роберт ни отрастил себе толстую кожу, для него это будет конец, ведь тогда решение придется принимать уже ему.

Кубица не раз говорил, что хочет вернуться для того, чтобы бороться за победы. Бороться с Sauber или Toro Rosso в его планы явно не входило, а если бы итогом Австралии стало именно это, Роберт наверняка не стал бы всеми силами цепляться за Формулу 1. И подвел бы команду, оставив ее в поисках замены в самом начале сезона. А это наверняка последнее, чем хотел бы отблагодарить поляк людей, вернувших его в Ф1.

Сам Роберт наверняка все понял еще в Абу-Даби, где делил машину с Сергеем Сироткиным. Полторы секунды отставания, которые легко можно насчитать по итогам тех тестов, это конечно феноменально для человека, который управляет машиной по сути одной рукой. Это доказывает уникальность Кубицы и то, что мир лишился невероятно талантливого пилота. Но еще это говорит о том, что на уровне гонщиков Ф1 он ехать больше, увы, не может. И если весь мир видел, что у него нет скорости и стабильности, то сам Роберт видел это и подавно. Более строгого судьи этим результатам, чем он сам, придумать сложно.

Мне очень жаль, что у Кубицы не получилось. Будь у него прежняя скорость, Формула 1 обрела бы второго Фернандо Алонсо, который может на зубах вытащить машину из самых низов. А чем больше у нас будет таких пилотов, тем лучше будут гонки – и плевать, что борьба будет идти не за победы и даже не за подиумы. Никто бы и не вспомнил о травме Кубицы, выступай он на уровне Алонсо, Хюлькенберга или Окона. Но в Williams понимают – на их уровне он выступать не будет.

 

 

Еще одна причина, по которой мне жаль, что Роберт не вернется – это то, что с ним не вернутся его болельщики. Польские фанаты – самые организованные, самые страстные и самые невероятные люди на свете. Они могут приехать на тесты – даже не на гонку! – и окрасить трибуны в красно-белые цвета. Они могут заглушить визг моторов своими речевками с протяжным «Рооооберт Ку-би-ца!» Они не забываютблагодарить команду, давшую Кубице шанс, и от этих вещей мурашки по коже идут точно так же, как от кадров с самим Робертом за рулем машины Формулы 1. Теперь мы не увидим ни того, ни другого.

Однако в мире есть не только польские фанаты. Узнав вчера о почти подписанном контракте Сироткина, многие болельщики – и даже журналисты – устроили небольшую истерику. «Некогда славная команда Williams продалась с потрохами», «Мало им было $тролла, теперь у них будет и $ироткин», «Два рента-драйвера – что может быть глупее?» – лейтмотивом комментариев была мысль «русские деньги убили нашу мечту».

Теперь для многих людей Сергей Сироткин – это человек, не пустивший Роберта Кубицу в Ф1. Человек, купивший себе место в следующем сезоне. Мишень на его спине будет в два раза крупнее, чем та, что стараниями фанатов висела на Лэнсе Стролле перед его дебютом. И тем слаще будет крах этого стереотипа – а сомнений в том, что он рухнет, нет никаких».

 

А что же говорят в самой команде?

А ничего. Команда Williams не стала ни подтверждать, ни опровергать информацию том, что Роберт Кубица уже не претендует на место в коллективе из Гроува, а Сироткин является главным кандидатом.

«В данный момент у нас пока нет планов по объявлению состава пилотов», – отрезал представитель Williams в комментарии GPUpdate.net.

 

По материалам   

 

 


* Отредактировано автором 13.12.2017 в 09:35
Автор заметки: Crunch
Мнение автора может отличаться от мнения редакции F1-Portal.ru
5 Отзывов