30-ти летняя эпоха: история логотипа Формулы 1

05.12.2017 10:03

 

Чуть более недели назад держатель коммерческих прав Формулы 1 Liberty Media официально анонсировала новый логотип Формулы 1. Этот самый логотип вызвал множество критики с всенепременным "А что было не так со старым?!", но давайте же вместе с parabolike.com вспомним историю официального логотипа Королевы автоспорта, которому в этом году исполнилось 30 лет.

 
Задолго до

Изначально то, что мы теперь называем «Чемпионат мира Формула 1» называлось несколько иначе. Официальное название чемпионата с 1950 года звучало как CSI Championnat du Monde des pilotes automobiles, то есть Чемпионат мира среди автогонщиков Международной спортивной комиссии FIA. В 1978 году CSI реорганизовали в FISA (Международную автоспортивную федерацию), но сути это не поменяло. Именно поэтому в календаре могли присутствовать «неформатные» для Гран-при гонки 500 миль Индианаполиса, на старт иногда выходили одновременно болиды класса Формулы І и ІІ (именно так было поначалу, а не Формула 1 или 2_), а в 1952–1953 годах чемпионат проводили только на болидах класса Формула ІІ.
Поэтому не стоит удивляться тому, что до 1980 года включительно на афишах и подиумах этапов вы не увидите логотип Формулы 1. Его попросту не было, как, впрочем, и такого чемпионата. Правда, изредка можно было увидеть «самодельные» логотипы, как, например, на афише и подиуме Гран-при Японии 1976 года.

 

Победитель Гран-при Японии 1976 года Марио Андретти. Надпись «Чемпионат мира Ф1» — личная инициатива организаторов японского этапа. Так иногда делали и другие организаторы, например, Гран-при Франции 1980 года. На афишах других этапов изредка появлялась надпись «Формула 1», «Ф.1» или «Формула 1 для Чемпионата мира среди автогонщиков». Чаще просто указывалось название Гран-при.

 

Это было связано с тем, что CSI, а затем и FISA создавали общие правила, которые распространялись на всех членов FIA. А такого рода мелочи, как логотип, не регламентировались, как это принято сейчас. Местные федерации на каждую гонку выпускали свои правила, но и они не учитывали это. Так продолжалось до 1980 года.
15 апреля 1980 года в результате войны Ассоциации конструкторов Формулы 1 (FOCA) и FISA был ликвидирован Чемпионат мира среди пилотов. Вместо него с 1 января 1981 года учредили привычный сейчас FIA Formula One World Championship. Об этом FIA сообщила в своем ежегоднике в 1981 году.

из Альманаха «История мирового автоспорта», первый выпуск 2015 года

 

Создатели «нового» чемпионата унаследовали историю Чемпионата мира среди автогонщиков. Со временем FISA получила всю политическую власть, а Экклстоун — коммерческую. В регламенте на 34 страницах прописали все, но упорядочить церемониал и создать официальный логотип никто даже и не подумал.
Организаторы этапов продолжили и дальше публиковать афиши с названием, кто как хотел. Кто-то не упоминал о Формуле 1 вообще, кто-то упоминал, а на афише Гран-при Великобритании 1981 года было написано «Чемпионат мира для гонщиков». На подиумах эти надписи появлялись еще реже, но только до 1986 года.
В 1986 году на всех подиумах, за исключением Монако, появилось официальное название чемпионата. Более того, в Бельгии, Франции, Германии, Венгрии, Австрии и Португалии оно было выполнено в одном стиле, как на фотографии ниже.

Подиум Гран-при Португалии 1986 года: Алан Прост, Найджел Мэнселл и Нельсон Пике.

 

Лого 1987 года

Первый официальный логотип Формулы 1 впервые появился на официальной программке Гран-при Бразилии 1987 года. Эту стильную эмблему разработала дизайнерская фирма Фила Картера и Фила Вонга Carter Wong Design.

Титульная страница официальной программы Гран-при Бразилии 1987 года

 

Прошли годы с тех пор, как малайзиец Фил Вонг разработал логотипы Формулы 1, FIA и чемпионатов под эгидой FIA, но он по-прежнему счастлив каждый раз, когда видит их по телевизору или в газетах.

«Я рад, что большая часть работы, которую мы сделали тогда для Берни Экклстоуна, до сих пор используется. Эмблема Formula One – глобальный символ, который под брызги шампанского все еще украшает каждый подиум», – говорил в свое время 50-летний Вонг, управляющий директор лондонского дизайн-агентства Carter Wong Design, а ныне — простой пенсионер.

Вонг и его партнер Фил Картер были ответственны за разработку логотипа FIA Formula One World Championship в 1987 году.

«Богатых гостей паддок-клуба (эксклюзивного объекта гостеприимства в Формуле 1) все еще приветствует та же самая эмблема, которую мы создали. Да и сама FIA до сих пор представлена логотипом от Carter Wong Design. Это доказательство того, что наши работы смогли выдержать испытание временем», – заявил Вонг.

Вонг и Картер, будучи поклонниками автогонок, записали их в свой список «клиентов мечты», когда они только создали свою компанию в 1984 году. Неудивительно, что Формула 1 была на вершине этого списка.

Они написали руководителям всех формульных команд, но не получили ответа ни от кого, кроме владельца команды Brabham Берни Экклстоуна. Он ответил, что будет иметь их ввиду. Вонг рассказал, что тогда они оставили все попытки связать свою деятельность со спортом и продолжили строить бизнес через другие каналы.

Три года спустя раздался звонок от человека, представившегося Берни Экклстоуном. Первым делом Вонг подумал, что кто-то из друзей пытается разыграть его, но звонивший заговорил о необходимости объединения Формулы 1 под сильным брендом и о его роли в этом как вице-президента FIA по коммерческим делам. Они встретились с Экклстоуном на следующий день и начали работу над логотипом в первые же выходные после встречи.

Это событие ознаменовало собой начало десятилетия рабочих отношений с Экклстоуном. За это время был создан уникальный стиль Формулы 1, который помог ей перерасти из спорта в глобальное явление, каким она является сегодня.
Вонг рассказал, что компания также разработала обширное руководство по дизайну, в котором было описано все: от плакатов, программ, бейджей аккредитации и билетов на гонку, до оформления подиума и пресс-центра для интервью после гонки.
«Все друзья и члены семей были очень удивлены, что кто-то из Малайзии оказался вовлечен в Формулу 1 в те времена», – сказал Вонг.

Итак, логотип впервые появился на программке, а на подиуме в первый раз его увидели на Гран-при Бельгии 17 мая 1987 года. Окончательно эмблема закрепилась на подиуме Формулы 1 во Франции и с тех пор исчезала только на Гран-при Монако.

В 1994 году Carter Wong Design изменила логотип, и он получил современные очертания. Хотя FIA продолжила пользоваться старым логотипом до начала 2000 года, что подтверждают официальные программы всех гонок 1994–1999 годов. Но многие болельщики со всего мира до сих пор считаю тот «олдскульный» логотип самым лучшим, как и интро перед началом трансляции Формулы 1. В последний раз это интро было использовано на Гран-при Японии-2002.

 

Лого 2003

Сотрудничество ослабло и в конечном счете завершилось, когда в конце 1990-х Экклстоун создал свою собственную подручную студию дизайна. Она и доработала лого 1994 года до современного и перерегистрировала торговую марку в 2003 году: черная или белая буква F, прозрачная цифра 1 и стилизованный огненный шлейф, символизирующий скорость.

 

Станут ли новые зарегистрированные торговые марки новым логотипом и лицом нового имиджа, о котором последнее время говорят в Liberty, узнаем совсем скорого. Ясно лишь то, что абсолютное большинство болельщиков, журналистов и непосредственных участников Ф1 уже сейчас выражают свое недовольство и некоторое недоумение новым логотипом.

 

P.S: А знаете более-менее официальную версию "изобретателей" нового логотипа Формулы 1? Как оказалось, буква "F" стилизована под две мчащиеся рядом машины, а "1" - под финишную черту. Вот такой вот "креатив" от приятелей Шона Братчеса из дизайнерской фирмы, делающей логотипы для телеканалов.

А мы уже было думали, что нас совсем нельзя ничем удивить. 

 

 


* Отредактировано автором 5.12.2017 в 10:08
Автор заметки: Crunch
Мнение автора может отличаться от мнения редакции F1-Portal.ru
7 Отзывов