Статистическая заметка. Чего ждать от Гран-При Абу-Даби?

22.11.2017 08:42

1. События, которые произойдут обязательно, если не вмешается какой-либо форс-мажор.


1.1. В Абу-Даби состоится 400-я зачётная гонка Ф1 с участием двигателя «Хонда».

Впервые хондовский движок зазвучал на автодроме в рамках зачётного Гран-При Ф1 в августе 1964 года на знаменитом Нюрбургринге. В этой гонке дебютировала заводская команда «Хонда». В ходе двухдневных квалификационных заездов бесконечные технические проблемы не позволили показать какой-либо приемлемый результат. Единственный заявленный гонщик «Хонда» американец Рони Бакнем показал время почти минуту уступающее времени поул-позишн и около 20-ти секунд ближайшему сопернику. Зато на старте позади «Хонда» оказалось сразу семь соперников, и ни один из них впоследствии не пробился вперёд Бакнема. Рони Бакнем проехал всего 11 кругов когда техника вышла из под контроля гонщика и всё закончилось аварией и сходом. Но полная дистанция гонки на огромной нюрбургской трассе составила 15 кругов и Бакнем попал в классификацию, хоть и на далёком 13-м месте.

Первый круглый юбилей двигатель «Хонда» отметил в 1987 году, когда в статусе лучшего турбодвигателя пелетона стоял на болидах команды «Уильямс» и «Лотус». Дело было в Австрии. Юбилей удался! Гонщики «Уильямс» целиком заняли первый ряд стартового поля (Нельсон Пике, Найджел Мэнселл), а потом сделали дубль в гонке (Найджел Мэнселл, Нельсон Пике). Лидер «Лотус» Айртон Сенна выступил в Австрии достаточно бледно (стартовал 7-м, финишировал 5-м) и дополнительного праздничного импульса от себя не добавил.

200-я гонка движка «Хонда» пришлась на смутные времена конца 20-го века, когда теперь уже атмосферный японский движок ни коим образом не мог принести команде «BAR» статус фаворита гонок. Юбилей пришёлся на Гран-При Италии 2000 года. Жак Вильнев, ещё не до конца забывший времена своего чемпионства, принёс команде лучший в сезоне квалификационный результат в виде 4-го места на стартовом поле, а в гонке удерживался на 3-м месте вплоть до отказа своей техники. Ну а Риккардо Зонта отметился прорывом с 17-го места на стартовом поле в очковую зону, финишировав 6-м и удержавшись в одном круге с победителем гонки. В том году на более высоких позициях Риккардо не финишировал.

300-я гонка движка «Хонда» пришлась на Гран-При Венгрии 2006 года. Заводская команда «Хонда» выиграла в 21-м веке всего одну гонку. И пришлась она как раз на означенную гонку на «Хунгароринге». Всё сложилось в пользу Дженсона Баттона и не в пользу его соперников, и стартовав лишь четырнадцатым будущий британский чемпион мира привёз на финише второму призёру гонки целых полминуты. А вот партнёр Дженсона по команде Рубенс Баррикелло не удержался на квалификационном третьем месте, отступив к концу гонки на одну позицию назад. О том, что в том году движок «Хонда» стоял ещё и на болидах команды «Супер Агури» упомяну чисто для проформы.

И вот сейчас грядёт очередной юбилей. Движок «Хонда» снова турбо и про прежнему верен принципу: в каждый новый юбилей с новой командой, ни разу не повторяясь. Прослеживается закономерность. В нечётных своих юбилеях движок «Хонда» стоял на болидах двух марок, одна из которых помогала добывать совместную победу в гонке. А в чётных юбилеях только на болидах одной    команды. Но в предыдущем случае каждый из гонщиков тогдашней одной команды добился лучшего в сезоне результата либо в квалификации, либо в гонке. Фернандо! Стоффель! Готовсь! На кону и в квалификации и в гонке результат ну ни как не хуже 6-го места!

Мэнселл и Баттон

 

2. События, имеющие сугубо вероятностный характер, ожидания которых "переехали" с предыдущего этапа.


2.1. Льюис Хэмилтон под конец сезона резко притормозил в части квалификационных успехов. Но, тем не менее, по прежнему имеет шанс в нынешнем году выйти на чистое второе место в статистической номинации «Наибольшее число поулов, взятых в составе одной команды». Сейчас Хэмилтон делит второе и третье места с Айртоном Сенной с показателем 46 поулов: у Лью за «Мерседес», у Айртона за «МакЛарен». И если Льюис Хэмилтон получит таки поул в Абу-Даби, то указанное статистическое ожидание перейдёт в разряд свершившихся статистических фактов.


2.2. Под конец сезона Льюис Хэмилтон сбавил обороты и в части побед в гонках. После гонки в Остине это казалось практически неизбежным, но в Абу-Даби у Льюиса останется последняя попытка выиграть гонку и продолжить свою беспрецедентную серию из сезонов с не менее чем 10-ю победами в Гран-При в каждом. Ранее Льюис выиграл 11 гонок в 2014 году и по 10 гонок в 2015 и 2016 годах. Сейчас на его счету 9 побед в Гран-При в завершающемся сезоне.

Льюис Хэмилтон

 

2.3. Одновременно, в Абу-Даби Льюис Хэмилтон имеет последнюю попытку стать таки одиннадцатым гонщиком в истории Ф1, кому удалось выиграть хотя бы одну гонку в статусе досрочного чемпиона мира. Иначе Льюис останется в числе восьми гонщиков, которые выходили на старт гонок Ф1 в статусе досрочного чемпиона, да так ни разу и не вкусили в этом качестве победного шампанского.


2.4 Дополнительно, у Льюиса последняя в этом году попытка завершить гонку с Большим Шлемом и стать четвёртым в истории досрочным чемпионом, совершившим такой подвиг.


2.5. Последняя в этом году попытка «Мерседес» сделать очередной, 40-й по счёту в истории команды дубль по итогам гонки. Пока у команды в последних гонках сплошная асинхронность: когда Хэмилтон побеждает, Боттас на второе место не приезжает, а если Боттас на второе место приезжает, то Хэмилтон не побеждает.


3. События, имеющие сугубо вероятностный характер.


3.1. Если кто-либо из пары Льюис Хэмилтон – Себастьян Феттель выиграет гонку в Абу-Даби, то состоится повторение рекорда Ф1 по суммарному числу побед в сезоне двух гонщиков из разных команд. На данный момент у Льюиса и Себастьяна 14 побед на двоих (9 плюс 5). И это, кстати, повторение их личного парного рекорда от 2011 и 2013 годов, когда на 11 и 13 побед в Гран-При редбулловца Себастьяна маклареновец Льюис ответил 3 и 1 победами, соответственно. Абсолютный же рекорд равен 15-ти победам в сезоне. Установлен данный рекорд был в уже упомянутом 2013 году сразу двумя парами гонщиков. На 13 побед в Гран-При чемпиона того сезона Себастьяна Феттеля ответили парой своих побед вице-чемпион Фернандо Алонсо из «Феррари» и мерседесовец Нико Росберг. И вот сейчас Льюис и Себастьян, в случае свершения события, могут добавить к этому достижению более приличный счёт, 10:5 или 9:6, в зависимости от того, «ху ис ху».

Феттель и Хэмилтон. На рекорд?

 

3.2. Если Льюис Хэмилтон возьмёт поул в Абу-Даби, то повторит личный рекорд по числу поул-позиций в сезоне: одиннадцать.


3.3. Если Льюис Хэмилтон наберёт очки в Абу-Даби, то сделает это в 25-й раз подряд и выйдет на чистое второе место в соответствующей статистической номинации. Позади останется Михаэль Шумахер, с которым на данный момент Лью делит второе и третье место, впереди только Кими Райкконен. В случае свершения события в Абу-Даби, Льюис должен будет в трёх первых гонках будущего сезона неизменно оказываться в зачётной зоне для того чтобы покорить и возглавить указанную статистическую вершину.

Но весьма значимым, в случае свершения события, станет и тот ещё факт, что Льюис закончит в очках абсолютно все гонки сезона. До этого единственным, кто смог совершить такой подвиг, был Михаэль Шумахер в 2002 году. Правда, сравнивать эти два эпизода не совсем корректно. Сейчас Льюис дважды получал очки за финиш на тех местах, за которые он ничего не получил бы в прошлом десятилетии (7-е и 9-е места). Кроме того, достижение Михаэля выше в качественном отношении. Все гонки сезона 2002 года Михаэль закончил на подиуме: 11 раз победил, 5 раз приехал вторым и 1 раз был третьим. И на этом фоне перевес нынешнего сезона перед сезоном 2002 года по числу гонок (20:17) выглядит уже не очень убедительно. Но для нынешнего десятилетия это будет, ещё раз оговорюсь, в случае свершения события, совершенно чистый рекорд. Гонщиков, которые в этот период только один раз за сезон оставались без очков, пруд пруди. И сам Льюис неоднократно был в их числе. А вот все гонки закончить в очках никому из них пока не удавалось.

Амбиции Хэмилтона в 2017 году

 

3.4. Если Себастьян Феттель приедет в Абу-Даби на подиум, то это будет его 33-й подиум в составе «Феррари» и по этому показателю Себастьян превзойдёт  нынешнего неисполнительного директора «Мерседес» Ники Лауду, который выступал в составе «Феррари» в период с 1974 по 1977 годы. Правда Ники со своим числом подиумов принёс «Скудерии» два чемпионских титула, а Себу ещё только предстоит оформить (если не случится какого-либо экстрафорс-мажора) вице-чемпионство как лучший результата в ЛЗ в составе «Феррари». В настоящий момент Себастьян делит с Ники шестое и седьмое места в данной статистической номинации, уступая, помимо лидирующего и недостижимого Михаэля Шумахера (116 подиумов за «Феррари») ещё и Рубенсу Баррикелло (55), а также всем ныне действующим гонщикам, имеющим опыт выступлений за «Феррари»: Фернандо Алонсо (44), Кими Райкконену (40), Фелипе Массе (36).

Феттель и Лауда

 

3.5. Если Льюис Хэмилтон не выиграет гонку в Абу-Даби, то это будет первый случай в сезоне 2017 года, когда три гонки подряд обойдутся без хотя бы одной победы британского суперчемпиона. Во всех без исключения предыдущих сезонах гибридной турбоэры случались эпизоды из минимум трёх подряд гонок без побед Хэмилтона. И если Льюис всё-таки выиграет в Абу-Даби, то ситуация в сезоне 2017 года с максимум двумя гонками без побед со стороны британца будет напоминать слегка перефразированную поговорку: «Вот тебе, болельщик, и сезон, обещавший суперинтригу».

Хэмилтон и его арифметика от 2017 года

 

3.6. Ну и напоследок отмечу, что Вальтери Боттас всё ещё может принести своей нынешней команде дубль в ЛЗ. Для Вальтери это вопрос обязательной победы в Абу-Даби. И обязательно на фоне провала Себастьяна Феттеля с результатом не лучше 9-го места в гонке. Иначе, извини, Вальтери… Бронза с первой попытки за «Мерседес» тоже не самый худой результат, хоть, безусловно, и не самый толстый.

Феттель и Боттас. 2017 год.

 

Автор статистической заметки: ROMAN grosjean (ноябрь 2017 года).

Автор материала: ROMAN grosjean
2 Отзыва