Всего один лишь только раз…

20.11.2017 09:01

Автодром Яс-Марина в Абу-Даби является местом проведения смелого эксперимента имени Берни Экклстоуна с двойным начислением очков по итогам гонки. Результатом эксперимента стала гирлянда уникальных вознаграждений гонщикам в Личный Зачёт, которые не имеют шансов повториться без кардинальной смены регламента в части начисления очков за достигнутые результаты.

Вот перечень лауреатов Абу-Даби-2014, занявших в это гонке места с первого по шестое,  которые абсолютно не кривя душой могут сказать, что однажды получили за всего одну гонку столько баллов в Личный Зачёт, сколько не получал больше никто и никогда:

Льюис Хэмилтон – 50 очков;

Фелипе Масса – 36 очков;

Вальтери Боттас – 30 очков;

Даниэль Риккардо – 24 очка;

Дженсон Баттон – 20 очков;

Нико Хюлькенберг – 16 очков.

Льюис Хэмилтон

ЛьюисХэмилтон – герой статистических парадоксов. Это случилось из-за того, что его на его карьеру пришлась смена регламента в части начисления очков в ЛЗ и эксперимент с двойным начислением очков в отдельно взятой гонке. В своём чемпионском сезоне 2008 года Льюис одержал пять побед и суммарно заработал в выигранных гонках 50 очков. В своём следующем чемпионском сезоне Льюис получил то же самое число очков в одной гонке.

А сколько всего было уникальных, только один раз встречавшихся начислений гонщикам в ЛЗ за всю историю Ф1? Ответ может удивить! Уникальные, то есть однократно зафиксированные за всю историю чемпионатов мира в классе Ф1, начисления гонщикам в ЛЗ встречались 16 раз. Про шесть из них уже упомянуто выше. Давайте теперь вспомним об остальных десяти случаях.

ВНИМАНИЕ! Нижеприведённый текст является образцом упрощённо-статистической трактовки истории Ф1. Не факт, что участники и современники описываемых событий сознательно отделяли зачётные Гран-При от незачётных и вели счёт получаемых участниками гонок очков так, как это принято нынче. Но задним числом статистические результаты прошлого аккуратно разложены по статистическим полочкам (это не я, это ещё до меня :) ) и показывают ту картину, которая отражена ниже.

И снова целая гирлянда уникальных результатов объединена одним событием – Гран-При Великобритании 1954 года. В этой гонке хронометристы были настолько демократичны, что по ходу Гран-При зафиксировали лучшее время прохождения круга сразу у семерых гонщиков. Фокус заключался в том, что в 50-е годы прошлого века спортивный регламент предусматривал начисление полноценного очка за быстрейший круг в гонке. А поскольку лауреатов быстрейшего круга оказалось семь, то это самое очко попилили на семерых. Вышло по 0,14 очка на брата.

Старт гран-при Великобритании 1954  года

Старт Гран-При Великобритании 1954 года. Из перечисленных ниже лауреатов нестандартных начислений на приведённом кадре можно выделить Хосе-Фройляна Гонзалеса, захватившего лидерство на «Феррари» под номером «9», но даже более легко узнаваемого по своим габаритам, нестандартно большим даже для того времени, Стирлинга Мосса, чей «Мазерати» находится правее на втором текущем месте в момент когда сделан кадр, Хуана-Мануэля Фанхио с хорошо просматриваемой «единичкой» на его «Мерседес» с легкоузнаваемым аэродинамическим кузовом, Жана Бера на «Гордини», находящегося в кадре между двумя «Мерседес», а также Майка Хоторна на «Феррари», идущего позади Стирлинга Мосса.

Вот перечень лауреатов Великобритании-54, занявших в этой гонке места с первого по четвёртое, а частично и вовсе не добравшихся до финиша, которые получили уникальное дробное число очков в ЛЗ по итогам этой гонки.

Хосе-Фройлян Гонзалес – 8,14 очка;

Майк Хоторн – 6,14 очка;

Онофре Маримон – 4,14 очка;

Хуан-Мануэль Фанхио – 3,14 очка (округленное до сотых число «пи»!!!);

Альберто Аскари, Стирлинг Мосс, Жан Бера – 0,14 очка.

Ещё один уникальный результат оказался тесно связан с только что рассмотренной британской гонкой, хоть и случился не там, а в Германии. Хуан-Мануэль Фанхио уверенно выиграл германский этап, записав на свой счёт ещё и быстрейший круг в гонке. По нормам того времени «Маэстро» полагалось 9 очков в ЛЗ. Но в соответствии с тем же спортивным регламентом в зачёт гонщикам в то время шли не все результаты сезона, а только несколько лучших. Хуан-Мануэль к этому моменту уже превысил лимит зачётных результатов, и те самые 3,14 очка, что аргентинец получил в Сильверстоуне, перестали учитываться в его текущем багаже зачётных баллов. За вычетом «лишнего» результата имеем:

Хуан-Мануэль Фанхио – 5,86 очка.

Идём дальше. Следующий эпизод также привёл больше чем к одному уникальному результату. У меня уже было, по-моему, две заметки, в которых упоминался Гран-При Аргентины 1955 года. Поэтому без лишних деталей я упомяну лишь о том, что в первый и последний раз в истории Ф1 за рулём сразу шести гоночных автомобилей побывало по ходу гонки аж по три гонщика. Было это связано и с применением командной тактики, когда более приоритетные гонщики пересаживались в машины менее приоритетных партнёров по команде после поломки своей техники. Было это связано и с сильнейшей жарой, из-за которой некоторым участникам потребовался отдых в боксах по ходу гонки. А в случае, рассматриваемом с точки зрения получения уникального статистического результата, имела место причудливая совокупность двух перечисленных выше причин. Итак, в команде «Феррари» Джузеппе Фарина и Морис Тринтиньян поуправляли машинами, прибывшими на финиш на втором и на третьем местах. В случае со вторым местом, за рулём изначально находился, но лишился сил по ходу гонки Хосе-Фройлян Гонзалес, а в случае с третьим местом, за рулём некоторое время находился резервист Умберто Маджиоли.

Гран-при Аргентины 1955 года

Кадр из первой половины гонки. «Феррари» под номером «12» лидирует. За рулём Хосе-Фройлян Гонсалес. Закончить гонку аргентинец не сможет по физическим причинам, а его машина, пройдя ещё через две пары гонщицких рук, придёт к финишу на втором месте. Далее следует Альберто Аскари на «Лянча», который со временем выйдет в лидеры, но его техника сломается. Третий на кадре – будущий победитель этой гонки Хуан-Мануэль Фанхио на «Мерседес». «Маэстро» стал одним из двух гонщиков, кто смог без отдыха проехать гонку (если не считать специального короткого заезда на пит-лейн, чтобы выйти на несколько секунд из машины, быть окаченным с ног до головы водой из большой бадьи, вернуться за руль и продолжить гонку) и единственным, кто преодолел при этом полную дистанцию гонки, ибо второй герой отстал на несколько кругов.

Шесть очков за второе место на троих поделили ровно и красиво: по два очка каждому. С четырьмя очками за третье место вышло не так красиво: по 1,33 на брата. В итоге Гонзалес уникальным результатом оказался обделён (банальные два очка, хоть и полученные не банальным способом). А результаты остальных приведены ниже:

Джузеппе Фарина, Морис Тринтиньян – 3,33 очка (круглые троичники!!!);

Умберто Маджиоли – 1,33.

Ну и ещё два уникальных результата стали, как и в приведённом выше случае с Хуаном-Мануэлем Фанхио, следствием вычитания из только что полученного сильного результата, ранее достигнутого более скромного результата, вытесненного свежим результатом из установленного регламентом лимита.

Один из этих результатов, опять таки, связан с Хуаном-Мануэлем.

Хуан-Мануэль Фанхио

Хуан-Мануэль Фанхио. Короткий тематический материал, тем не менее, достаточно полно характеризует «Маэстро» как не только быстрого, но и физически выносливого гонщика. Таким и был этот герой 50-х годов прошлого века.

В 1953 году он  выиграл последнюю гонку сезона в Монце, оформив на себя ещё и быстрейший круг (снова полноценные 9 очков). Но при этом «Маэстро» лишился выпавшего из лимита результата в виде 1,5 очков за ранее добытое на пару с партнёром по команде 4-е место. Итак:

Хуан-Мануэль Фанхио – 7,5 очков.

И снова 1953 год, и снова фамилия, уже упомянутая выше по тексту заметки. На этот раз Альберто Аскари.

Альберто Аскари

АльбертоАскари (справа) ещё один гений статистических парадоксов, хоть сам об этом и не подозревал. В период выступлений за команду Энцо Феррари (слева) он в отдельные годы выигрывал так много зачётных гонок, что некоторые победы не шли ему в зачёт, так как лимит результатов был заполнен предыдущими победами. Но при этом иногда ему удавалось заработать очки (точнее очко или часть очка за быстрейший круг) в тех гонках, где он вовсе не добирался до финиша.

Он выиграл Гран-При Великобритании, попутно разделив с Хосе-Фройляном Гонзалесом очко за лучший круг в гонке (Гонзалес, благодаря разделу очка, тоже получил нетривиальный результат, о чём будет сказано ниже). Но 8,5 очков чемпиону сезона не досталось. Три очка за ранее полученное 4-е место оказались внелимитными. В результате:

Альберто Аскари – 5,5 очков.

Итак, 16 уникальных очковых начислений рассмотрены. Теперь пара исторических бонусов к вышеприведённой информации.

Бонус первый. 5,5 очков, заработанных Альберто Аскари, могли вовсе не попасть в число уникальных результатов. Ибо однажды могли быть заработаны повторно. И пусть два раза – тоже очень редко, но вот не уникально и всё тут! В 1956 году Хуан-Мануэль выполнил невероятно тяжёлое условие получения 5,5 очков. Он поуправлял по ходу Гран-При двумя автомобилями, прибывшими на финиш на втором и четвёртом местах, и записал на свой счёт лучшее время прохождения круга. Половинные начисления за финишные позиции (3 плюс 1,5) да ещё очко за быстрейший круг, вот и получилось бы 5,5. Но… Именно с 1956 года вступила в силу поправка в спортивном регламенте. Теперь, если гонщик по ходу Гран-При управлял более чем одним автомобилем, попавшим в зачётную зону, в зачёт ему шёл только один из двух результатов, более высокий. Так что получил Хуан-Мануэль в тот раз банальные 4 очка. Хоть и не самым банальным способом.

Бонус второй. 3,5 очка могли бы стать вполне себе уникальным результатом. Однажды (в уже однажды упомянутом Гран-При Великобритании 1953 года) Хосе-Фройлян Гонзалес чуть было не добыл эти самые 3,5 очка. Причём вовсе не хитромудрым способом. 3 очка за 4-е место в гонке, да половина очка за быстрейший круг, разделённого с Альберто Аскари. Но лимит зачётных результатов у Гонзалеса оказался превышен, и ранее добытое одинокое очко за быстрейший круг было вычтено из свежеустановленного результата. Получилось 2,5 очка. И тоже оказался результат вполне себе уникальным. И до сих пор был бы таковым, если бы Гран-При Малайзии в 2009 году не прервали из-за дождя настолько досрочно, что гонщикам пошли в зачёт половинные нормы очков. Вот тогда-то Ярно Трулли за четвёртое место и получил те же самые 2,5 очка вместо 5-ти.

Хосе-Фройлян Гонсалес

Хосе-Фройлян Гонзалес тоже достоин персонального фото в данном материале, как неоднократно упоминаемый герой рассмотренных эпизодов. До появления в Ф1 команды «Ред Булл» именно Хосе-Фройлян был самым быстрым «быком» («Пампасским») в истории планеты Земля.

И всё. Пусть результат вышел редчайшим, но уже не уникальным. Потому и место ему не в основном теле авторского материала, а в бонусной части.

Вот и сказочке про формульные уникумы конец!

Автор заметки: ROMAN grosjean (ноябрь 2017 года).

Автор материала: ROMAN grosjean
0 Отзывов