Тридцатилетние. Знаковые вехи истории команды Brabham

18.05.2017 07:48

 

Джэк Брэбэм на открытии памятника ему

Старт в Формуле 1

Дебют Brabham состоялся на Гран-при Германии 1962 года. Его совершенно нельзя назвать успешным, поскольку основатель команды и по совместительству ее пилот Джек Брэбэм досрочно завершил гонку из-за проблем с акселератором. Зато последующие две гонки принесли австралийцу два четвертых места и, как результат, седьмое место в Кубке конструкторов.

Первая победа на официальном Гран-при Формулы 1 пришла к команде Brabham только на Гран-при Франции 1964 года. На наивысшую ступень пьедестала поднялся американец Дэн Герни. Джек Брэбэм финишировал третьим

Двукратное чемпионство

В 1966 году, когда объем двигателя увеличили в два раза (до трех литров), Брэбэм проявил свои творческие способности, усовершенствовав и адаптировав перспективный Oldsmobile V8 под требования Формулы 1. Так появился мотор Repco, и вместе с ним австралиец стал чемпионом мира. В 1967 году лидером личного зачета стал уже напарник Брэбэма — Денни Халм. Дважды в этот период команда Brabham становилась обладателем Кубка конструкторов.

«Клешня омара»

В конце сезона-1970 Джек Брэбэм ушел в отставку и единоличным управляющим команды стал конструктор Рон Торанак. В 1971 году он представил миру уникальный болид Brabham BT34, который поклонники автоспорта сразу же окрестили «клешней омара» из-за характерных воздухозаборников в переднем антикрыле.

Brabham BT34 на трассе

Берни Экклстоун

В начале 1972 года Берни Экклстоун выкупил Brabham у Рона Торанака за 25 тысяч фунтов стерлингов. Именно период управления командой англичанином считается периодом расцвета коллектива. И хотя в 1972–1987 годах Brabham ни разу не становилась обладателем Кубка конструкторов, зато принесла два чемпионских титула Нельсону Пике в 1981 и 1983 годах.
В те годы, когда Берни Экклстоун руководил Brabham, команда дважды занимала вторую строчку в Кубке конструкторов и три раза третью

В 1977 году в интервью бразильскому журналу Quatro Rodas Экклстоун, будучи тогда руководителем команды Brabham, так сказал о своих интересах в автогонках:
«В Формуле 1 я не для того, чтобы разбогатеть. Для этого у меня есть собственный бизнес. Я держу команду, потому что люблю автоспорт. Я инвестирую в нее деньги, потому что это приносит мне удовольствие»

«Пылесос»

Еще одним ярким болидом семейства Brabham стал автомобиль BT46B. Он также получил свое прозвище – «пылесос». Причиной этому стал большой вентилятор в задней части болида, который, как утверждал конструктор Гордон Марри, должен был высасывать воздух из-под днища машины, чтобы охлаждать двигатель. На эти доводы Марри Колин Чепмен пошутил, что для этих целей можно использовать воздух над болидом.

 

Знаменитый вентилятор Brabham

На самом деле целью данной конструкции было создание низкого давления и прижимной силы. Гордон Марри и Берни Экклстоун активно искали способы получения максимального преимущества над соперниками. И им это удалось – на Гран-при Швеции 1978 года, первом этапе для данного болида, у соперников Ники Лауды не было шансов. Эта победа напугала всех, и в свод правил сразу же был внесен пункт о запрете на использование данной конструкции.
Спустя несколько лет после того как Brabham спроектировали «клешню омара» и «пылесос», в сезоне-1983 команда представила публике Brabham BT52 – болид, который многие до сих пор считают одним из самых красивых в истории Формулы 1. Он же привез Нельсона Пике ко второму чемпионскому титулу

В поисках хозяина

В 1988 году Берни Экклстоун продал Brabham. Именно с тех пор началась эпопея с поисками хозяина и финансов для данной команды. После нескольких провальных сезонов, которые для легендарной команды заканчивались на последних строчках в Кубке конструкторов, чемпионат 1992 года стал последним для Brabham. За 30 лет своего существования в Формуле 1 команда приняла участие в 394 Гран-при и стала победителем 35 гонок.

Несостоявшийся камбэк

В июне 2009 года свое желание вернуть в Формулу 1 команду Brabham выразил Франц Хилмер — основатель компании Formtech. Несколькими годами ранее он выкупил компанию Brabham и сейчас собирался вернуть легендарное имя в Формулу 1. Он даже подал заявку на участие своей команды в сезоне-2010 в Королеве автоспорта под именем Brabham Grand Prix Limited. Однако FIA отклонила эту заявку. А позже сыновья и внуки Джека Брэбэма заявили, что у Франца Хилмера нет прав для таких действий, и через суд доказали, что использовать фамилию Брэбэм в коммерческих целях могут только наследники австралийского спортсмена.

Попытка №2

19 мая 2014 года в возрасте 88 лет Джек Брэбэм умер. Спустя несколько месяцев его сыновья заявили о том, что команда Brabham возвращается в большие гонки. При этом они решили действовать по принципу краудфандинга – предложили болельщикам и спонсорам вложить деньги в их детище и стать частью большой команды. Тогда сын Джека Брэбэма, Дэвид, так говорил о столь необычном подходе к делу:

«Я – большой сторонник такой модели и вижу в ней много преимуществ. Кто знает, куда это может нас привести? Надеюсь – к Формуле 1»

Поклонники Brabham, желающие инвестировать в возрождение команды, нашлись быстро. Первую необходимую сумму в размере 396 тысяч долларов США 2733 человека собрали буквально за несколько недель. Сообщалось, что в 2015 году команда Brabham примет участие в чемпионате WEC в классе LMP2, а в 2018 – в классе LMP1. Однако выступления в 2015 году так и не состоялись.
В мае 2017 года появились разговоры о возможном возвращении команды Brabham в Формулу 1 и о том, что команду может возглавить сам Берни Экклстоун! Однако пока никто данную информацию официально не подтвердил.

Ирина Лазурская

http://parabolike.com/2017/05/15/brabham 


* Отредактировано автором 18.5.2017 в 08:01
Автор заметки: zej
Мнение автора может отличаться от мнения редакции F1-Portal.ru
3 Отзыва