Анализ: авария в первом повороте гран-при Испании 2017 года

17.05.2017 02:29

 

Во время старта Гран-при Испании 2017 года самым обсуждаемым эпизодом стало столкновение Валттери Боттаса, Кими Райкконена и Макса Ферстаппена, что во многом определило дальнейший ход Гран-при.

 

Несмотря на то, что большинство не только болельщиков, но и журналистов поспешили сразу же обвинить во всем новобранца Mercedes, какое-то ощущение неясности произошедшего заставило взяться за ручку... простите, мышку и расмотреть этот эпизод буквально под микроскопом.
Выводы получились любопытные, хотя для многих из нас и не совсем приятные, однако давайте по порядку. Выключаем болельщицкие эмоции, включаем аналитический ум... Поехали.

 

Итак, как проходил непосредственно старт мы все прекрасно помним - Феттель и Хэмилтон стартовали с первого ряда практически одинаково неплохо, однко при переключении со второй на третью передачу у Льюиса случилась пробуксовка, что позволило Феттелю слегка вырваться вперед, а следующего по пятам за напарником Валттери Боттаса, заставило изменить курс и обойти Хэмилтона справа, не без некоторой возни локтями с Райкконеным, который находился слева сзади позади Валттери.

 

 

Дальше все было тривиально - Боттас, разгон которого был лучшим среди всей ведущей пятерки (разгон, но не троганье. Тронулись лучше всех пилоты Ferrari), упирается во впереди идущего Фететля, который блокирует Вальттери, после чего тому приходится снять ногу с педали газа.

В это время Кими, который было пристроился вслед за Вальттери, неожиданно видит, что Боттас тормозит, и чудом не задев пилота Mercedes, обходит его слева. Момент, на самом деле, был довольно острый, и обоим финнам здорово повезло, что контакта удалось избежать еще тогда, причем во многом благодаря реакции Кими. Но сейчас мы не будем останавливаться на этом моменте, раз уж все закончилось благополучно, а перейдем сразу к кульминации. 

Итак, гости съезжались на дачу.

 

 

Первый поворот Барселоны Каталуньи довольно простой сам по себе - обычный 90° поворот. Но особенность этого поворота в том, что проходить его нужно не как сам по себе, а как прицел на второй поворот, который практически сразу переходит в правый тягун. Поэтому для правильного позиционирования машины во втором повороте, имеет огромное значение то, где ты находишься при выходе из первого, и особенно будучи в толпе.

В нашем случае самой выгодной траекторией был заход в первый по внутренней с последующим перемещением ко внутренней второго, и дальнейшим перемещением вправо, снова на внутренню часть теперь уже 3го поворота.

Иначе говоря, самой выгодной траекторией при заходе в 1й поворот, если брать трех братьев-акробатов Боттаса, Райкконена и Ферстаппена была... У Кими.

Давайте посмотрим почему. Вот ракурс с боковой камеры.

 

 

Как мы видим, в поворот Боттас, Райкконен и Ферстаппен заходят практически параллельно. Но. Кими все-таки хоть на немного, но впереди остальных, что позволяет ему диктовать условия двум другим его собратьям по бокам.

Что это ему дает? Он может легко вытеснить Ферстаппена на внешнюю часть первого поворота, сам при этом оставшись на оптимальной траектории, что практически гарантирует ему лучшую позицию при заходе во второй поворот.

Но в нашем случае был нюанс. И звали его Валлтери. Напарника Льюиса не зря прозвали удмуртским упрямцем, и Кими прекрасно понимал, что в случае, если он займется Максом, Боттас вполне может выстрелить справа и создать Айсмену проблемы при входе в третий поворот, оказавшись во втором снова рядом, но уже на более выгодной, нежели у самого Кими, траектории.

Поэтому Райкконен принимает разумное решение - он блокирует самого опасного соперника, то есть Боттаса. Если даже Макс и уйдет вперед, нынешняя форма RB13 не даст ему возможности противостоять атакам могучей SF-70H.

Кими берет правее, блокируя Боттаса и... Неожиданно получает от того чувствительный тычок в заднее колесо. Что было дальше, мы помним.

Так что, получается все-таки виноват был Валттери?

Как бы не так.

Решив блокировать Боттаса, Кими переборщил. Он совсем закрыл ему траекторию и Боттасу просто некуда было деваться. Естественно произошел контакт. Некоторым образом это повторяет ситуацию, возникшую здесь же, в Испании, ровно год назад. Тогда Росберг перекрыл траекторию Хэмилтону, тот, будучи не в силах мгновенно затормозить, берет правее, вылезает двумя колесами на газон... И Могучий W07начинает нести боком в сторону обочины, попутно прихватив с собой недоумевающего монегаска.

Именно поэтому Боттас сделал все совершенно правильно. Тормозить или резко отруливать вправо, находясь двумя колесами на поребике, да еще в повороте, да еще практически в обнимку с Кими, было настоящим самоубийством - финна бы понесло, развернуло и он бы собрал половину пелетона не хуже шара в боулинге при страйке.

Поэтому в сущности, Боттас в этой ситуации был пленником обстоятельств. Мог ли он притормозить раньше? Конечно мог. Но он не предполагал, что Кими станет его подрезать, а маневр Кими, друзья, был именно что подрезкой.

Давайте посмотрим замедленный повтор с вертолета.

 

 

Как мы видим, Кими режет вправо, не оставляя Боттасу места на трассе. Формально, поскольку переднее колесо Валттери было впереди заднего колеса Кими, Айсмен просто обязан был оставить тому место на трассе. 

Но слева от Кими был Макс, который не будь дурак, увидев, что Кими берет правее, тут же сориентировался и тоже взял правее, улучшая свою траекторию захода во второй поворот, и на первый взгляд лишая тем самым финна пространства для маневра.

 

Давайте посмотрим заход в поворот этой троицы. Это схематично, поэтому не надо критики, что, мол Кими был на пару миллиметров левее. Главное здесь принцип.

 

 

Как мы видим, Кими переборщил с углом захода в поворот. По сути, он спровоцировал столкновение с Боттасом, не оставив ему места на трассе. Если бы Кими совсем чуть-чуть взял левее, а он вполне мог это сделать, несмотря на Макса слева, ибо как мы помним, Макс был чуточку позади, то все бы обошлось. Да, Боттас возможно смог бы умудриться по такой траектории попасть во второй поворот, но там, будучи на более быстрой и выгодной траектории, Кими бы легко его оттер на обочину.

В чем разница между оттиранием во втором и оттиранием в первом повороте? Все просто - в первом он не оставил Боттасу времени на маневрирование. Его подрезка была для Валттери неожиданной и резкой. Так же, как и год назад, закрывающийся пилот совершает одну главную ошибку - он закрывается, но не учитывает, что сопернику будет просто некуда деваться, и он его ударит. Формально год назад Росберг не нарушил правила, поскольку переднее колесо Льюиса было позади заднего Нико. Но Нико должен был понимать, что старушке не стоит переходить дорогу перед разогнавшимся грузовиком- тот просто не  успеет остановиться.

Здесь же ситуация иная. Подрезая Валлтери, Кими должен был отдавать себе отчет, что Боттас его пнет просто потому, что больше ему ничего не останется.

Что до Макса... Здесь он был совершенно и одозначно пострадавшей стороной. Сместиться правее он имел права, до Кими был нормальный зазор, и если бы Боттас не пнул Райкконена, Макс и Кими спокойно бы поехали дальше. Боттаса, понятное дело, Макс видеть не мог. Поэтому конкретно к Максу в этой ситуации претензий нет абсолютно.

 Стоило ли наказывать Кими? Ну формально да, стоило. Но поскольку Райкконен явно не выдавливал Боттаса намеренно, а так же учитывая, что ситуация была весьма непростой, и все случилось слишком быстро... и главное, что Кими сразу же сошел, судьи оставили этот инцидент без наказаний. Если бы Кими продолжил гонку, то с большей степенью вероятности он бы получил штраф, хотя бы те же 5 секунд.

 

Подводя итог, что можно сказать. Наверно главный вывод, это что Боттаса обвинять не стоит. Да честно говоря, и Кими то же. Нам сейчас легко сидеть с умным видом и рассуждать, а там парни должны за милисекунды принимать единственно правльное решение, да еще в такой непростой ситуации.

Поэтому лично мое мнение - данная авария была просто стечением обстоятельств. И Боттас мог быть благоразумнее, и не лезть в дырку (хотя - кто была против маневра Квята в Китае прошлого года?), и Кими мог оставить сопернику место... Ну и за компанию - и Макс мог не прижиматься к Кими (честно, больше не нашел, к чему придраться).

И последнее. Почему никто из команд не возмущался, не строчил протестов итд. Все просто - они от этого ничего бы не получили. Наказывать после гонки дополнительным штрафом на Монако судьи бы явно не стали, поскольку ситуация запутанная, а в этой гонке все трое и так сошли. Тем более, что аппелировать к стюардам дело практически тухлое. Все команды сработали на свой имидж, оставив все так, как есть с благородными и честными лицами. Но не удивляйтесь, если в будущем кто-то еще припомнит этот эпизод.

Зараннее предвижу море несогласных, поэтому милости просим высказывать свое видение данного эпизода ниже)

 

P.S: Хотел более пространный анализ и с лучшим оформлением, но нет сил... Приношу свои извинения)

Автор заметки: Crunch
Мнение автора может отличаться от мнения редакции F1-Portal.ru
15 Отзывов