Феттель или Хэмилтон? Новый взгляд на прошедшую гонку в Бахрейне

19.04.2017 21:46

 

После финиша гонки в Бахрейне вспыхнуло множество споров об однозначности или неоднозначности победы Ferrari и провала Mеrcedes. Мнений было высказано великое множество, а разнообразных теорий - еще больше, результат которых, правда, чаще всего, увы, напрямую зависел от симпатии автора теории к одному или другому пилоту (команде).

Однако, давайте попробуем погрузиться в груду цифр, таблиц и логических выводов с тем, чтобы попробовать максимально непредвзято разобраться - что же именно явилось причиной того результата, который мы увидели тем вечером в Бахрейне.

Итак, сразу оговорим, что для чистоты эксперимента мы отбросим все форс-мажоры этой гонки в лице пейс-кара, штрафа Хэмилтона и заминок Mercedes на пит-стопах. Так сказать оставим голую стратегию каждой из команд с тем, чтобы понять, действительно ли Ferrari обыграли Серебряных Стрел вчистую или же все-таки результат был просто итогом разнообразных проблем у действующих чемпионов. Иначе говоря, красным тривиально повезло. Снова.

 

Старт получился вполне логичным и закономерным для любого болельщика, кто дружит с мозгами - Боттас предсказуемо сохранил лидерство, а Феттель точно так же предсказуемо смог обойти Хэмилтона, который стартовал с грязной стороны трассы (а в Бахрейне сильный ветер традиционно нанес перед стартом на трассу такую кучу песка, что более-менее чистой она осталась лишь на траектории) и по новым правилам старта, действующим с начала этого сезона, даже в теории не мог рассчитывать на сохранение своей позиции, при условии отсутствия ошибок у Феттеля и Боттаса.

 

 

В итоге, с учетом перекачанных шин у Вальттери, пелетон получил бодрый паровозик с не особо шустрым локомотивом и значительно более быстрыми и нетерпеливо ищущими возможности обогнать лидера, вагончиками, в число которых вошли даже не очень быстрые Ред Буллы.

К 10 кругу на мостике Скудерии стало ясно, что Феттель не в состоянии обогнать даже более медленного, нежели обычно, Боттаса на трассе, который, к слову, несмотря на очевидные проблемы с держаком в задней части болида, умудрялся ехать стабильно и не совершать ошибок, за что ему конечно большой респект.

Поэтому, в стане красных созрел гениальный план - они решили "подрезать" Mercedes, зазвав Себастьяна на пит-стоп в конце 10-го круга.

Могли ли в Mercedes оперативно отреагировать на данный ход красных? В тот же самый момент, разумеется, нет. По их стратегии первая остановка должна была состояться явно позже, поэтому так рано останавливаться они конечно не собирались. Могли ли они изначально построить стратегию с столь ранним заездом в боксы? Очевидно, нет. Более того, не застрянь Феттель за Боттасом, в Ferrari точно так же провели свой пит-стоп позже. А будь Феттель лидером гонки - значительно позже. То есть вплоть до того момента, пока SS Феттеля не приказал бы долго жить, тот шпарил бы во всю ивановскую, наращивая по возможности отрыв.

Таким образом, единственной реальной возможностью для Mercedes оставались два пути: либо копировать стратегию Ferrari, либо попытаться немного оттянуть свой первый пит-стоп, чтобы в дальнейшем получить преимущество в виде более свежих шин.

Тут стоит отметить и еще один весьма немаловажный фактор. В начальной стадии гонки, когда пелетон еще весьма компактен, на счету буквально каждый круг, поскольку чем раньше вы останавливаетесь, тем большее количество соперников вам потом придется обгонять после своего пит-стопа, убивая собственную свежую резину и сводя на "нет" сам смысл столь ранней остановки.

Более поздний же пит-стоп во-первых, позволяет автоматом лишиться некоторых сзади идущих пилотов, которые в свою очередь отправятся на свои плановые пит-стопы и которых впоследствии не придется обгонять, и во-вторых - на средней стадии гонки у вас будет более свежая резина.

Поэтому стратегия Mercedes в этой части гонки была по большей части вполне логичной и близка к оптимальной.

Что же произошло дальше? Дальше произошел большой Строллосайнс, результатом которого стали многочисленные пит-стопы, которые кардинально изменили ход гонки.

 

А теперь неожиданная и самая интересная часть, которая, на удивление,  мало кому из экспертов пришла в голову, хотя все лежит на поверхности.

Как мы знаем, уже много говорилось о том, как пейс-кар помог мерседесам. Что без него они бы были в ж... итд итп. Ну мы помним.

Однако в реальности дело обстояло совершенно иным образом.

Как мы видим, после своего пит-стопа в конце 10го круга, Феттель оказался 12м, за Пересом и перед Палмером, с общим отставанием от лидера в районе 20 секунд.

 

 

По отсечке 15го же круга Феттель был уже... Первым.

Пытливый ум российского болельщика сразу почувствовал подвох - Позвольте! Но если Феттель на 11 круге был 12м... Каким образом он оказался всего спустя 4 круга на 1м месте??? Он что, на круге отыгрывал у остальных по 5 секунд???!

А все просто, друзья. Пейс-кар. Как только случилось Строллосайнсовое недоразумение, все-все, и стар, и млад, ломая ноги... простите, колеса то есть, поломились в боксы. За исключением Райкконена, Грожана, Окона и Верляйна, которых чисто случайно-прозорливо команды зазвали в на пит-лейн буквально за минуту до появления пейс-кара.

В итоге, Себ не только автоматом отыграл немало позиций, но и сохранил в неприкосновенности свою резину, что в дальнейшем ему очень пригодилось.

Кто теперь скажет, что пейс-кар сыграл на руку исключительно Mercedes, которые на синхронном двойном пит-стопе не только поимели, но и потеряли?

 

Однако, вернемся к нашему моделированию гонки. Давайте вот с этого момента попробуем представить, основываясь на данных тайминга и здравом смысле, что могло бы произойти, будь Стролл по-опытнее, а Сайнс - по-благоразумнее.

 

Итак, после своего пит-стопа, Феттель выехал 12м и пошпарил в завидном темпе. К 16 кругу он вышел в лидеры, оставив за спиной не только Хэмилтона, но и Боттаса, который после своего пит-стопа выехал буквально на пятках Себа, однако обогнать так и не смог (напомню, проблемы Вальттери продолжились и на совершенно новом комплекте SS, в результате чего он выпал из зоны DRS Себа буквально спустя один круг после рестарта гонки в реальности и отставал в среднем по 0.3-0.4с с круга от лидера).

Хэмилтон заезжает на свой пит-стоп спустя еще один круг-два, и выезжает в районе 7 места (помните, о чем мы говорили? Более поздний пит-стоп - меньше машин впереди при выезде) за все тем же Пересом.

Тем временем окно пит-стопов в разгаре, и кто-то из пилотов убирается с дороги Льюиса самостоятельно, заезжая на плановый пит-стоп, кого-то он обгоняет сам, и в итоге Хэм оказывается вплотную за Боттасом, темп которого снова оставляет желать лучшего.

Спустя 9 кругов (как и в действительности - для чистоты эксперимента), то есть в нашем случае это будет 23 круг, ему удается вырваться на второе место.

Теперь давайте прикинем, как далеко удалось за это время оторваться Феттелю.

Итак, давайте посмотрим на реальные круги Феттеля до и после рестарта и наложим их на нашу модель гонки. Начнем с 12 круга, поскольку 11м кругом у него был круг выезда, то есть грязное время вместе с выездом с пит-лейн. 12 круг соответствует реальному времени, а с 13 по 17 круг (в действительности именно на 17м был рестарт) мы поставим усредненные варианты темпа после рестарта, соответствующие темпу гонщиков после выезда с пит-стопа (мы их округлим, поэтому их легко отличить).

Разницу между Феттелем и Боттасом мы возьмем равной 0.4с, то есть ровно столько, сколько примерно и было в среднем в реальности на тот момент.

Круг Феттель Боттас Разница
12 1:34:597 круг выезда -
13 1:34:700 1:35:100 0,400
14 1:34:900 1:35:400 0,400
15 1:35:100 1:35:500 0,400
16 1:35:200 1:35:600 0,400
17 1:35:265 1:35:949 0,684
18 1:34:802 1:35:092 0,290
19 1:34:503 1:35:009 0,506
20 1:34:751 1:34:942 0,191
21 1:34:698 1:35:125 0,427
22 1:34:801 1:34:991 0,190
23 1:35:157 1:35:813 0,656
Итог:     4,544

 

Итого, что мы получаем? К началу 24 круга отрыв Феттеля от Хэмилтона составляет 4.544с.

В дальнейшем с 23 по  27 круг Хэмилтон отыгрывает примерно 1.5с, а с 27 по 33 еще 2.5с (последнее соответствует реальному таймингу). В сумме это 4с ровно.

В итоге, мы получаем, что к моменту второго пит-стопа Себастьяна, Льюис приблизился к нему на дистанцию в 0.544с.

После своего второго пит-стопа Феттель выезжает позади Хэмилтона на расстоянии в 25с (среднее время пит-стопа) и на новом Soft начинает свое преследование. Иначе говоря, в этот момент гонки Себ явно едет на полную катушку.

Тем временем у Льюиса Soft прошел уже 20 кругов и находится прямо скажем, не в очень хорошом состоянии. Поэтому за последующие круги (с 34 по 41) Себастьяну удается отыграть 7.68с (это так же соответствует реальному таймингу).

Поэтому, к моменту пит-стопа Хэмилтона, отрыв до Себастьяна составляет уже 17.32с. Льюис уезжает за свом вторым комплектом Soft, и на момент выезда, таким образом, то есть на 42 круге, его дистанция до Себастьяна составляет по иронии судьбы все те же 7.68 (25-17.32).

 

 

Финишный спринт и всего 7.68 до лидирующей машины! Hammer time?

Однако давайте не будем спешить. Нам нужен реалистичный результат, поэтому мы обязаны придерживаться максимально возможной точности при расчетах.

Почему я так говорю? Потому что дальше мы вступаем на более зыбкую почву, поскольку в реальной гонке последний отрезок Феттель ехал очевидно не в полную силу (это конечно предположительно, разумеется, но ради чистоты эксперимента будем отталкиваться от этого допущения, которое правда играет немного в пользу Ferrari), сберегая резину на возможную яростную борьбу с Хэмилтоном перед финишем.

Однако давайте посмотрим, что у нас есть. У нас есть лучшее время Себа, который он поставил на 36 круге, и которое составляет 1:33:826. То есть потенциально, Себ вполне мог ехать примерно в этом темпе до финиша (резина конечно изнашивается, но и баки пустеют)

Давайте попробуем сравнить темп Себастьяна и Кими на этом отрезке реальной гонки. По шинам у них разница была небольшая - Soft Кими был моложе резины Себа на 4 круга. Но все-таки моложе, что некоторым образом немного нивелирует разницу в темпе между напарниками.

 

Итак, их темп на кругах в самом начале последнего отрезка (когда и Себ, и Кими ехали на полную) вполне можно назвать сопоставимым, поэтому на наш последний отрезок мы смело можем использовать лучшие времена Кими и Себа (да-да, на некоторых кругах Себ забывался и прибавлял темп, опережая ничего не подозревающего невозмутимого финна).

Ну вот. теперь самое интересное! Догнал бы Льюис Себастьяна? А если да, то как близко к финишу?

Итак, берем калькулятор и получившийся тайминг...

 

Розовым цветом показаны времена Феттеля, которые оказались на этих кругах лучше времен Райкконена.

 

...и углубляемся в подсчеты.

 

И вот, откинувшись от калькулятора, мы начинаем осознавать простую истину - у Себастьяна практически не было шансов.

Посудите сами:

Льюис отыграл у Ferrari 8.17 всего за 8 кругов. Иначе говоря, Льюис оказался бы на 50 круге не то чтобы в зоне DRS -он бы уже полкруга как активно прессовал немца! И в распоряжении Хэмилтона было бы целых, вдумайтесь, целых 7 кругов для того, чтобы обойти немца, шины которого, кстати, на тот момент были на внушительных 8 кругов старше. Почему внушительных, потому что практически в течении всего этого отрезка Себастьян был вынужден серьезно атаковать трассу, особенно на последних 8 кругах, видя приближающийся экспресс Хэмилтона и слушая по радио взволнованные призывы взвинтить темп.

Однако многие болельщики Ferrari наверняка и здесь не готовы сдаваться и выкладывают свой последний аргумент:

А если бы Себ ехал намного быстрее Райкконена?

Увы, друзья, намного быстрее это нереально, а немного быстрее ничего особенно не изменит.  Хэмилтон все равно догнал бы Себастьяна, правда сделал бы это на круг-два позже.

Но учитывая более высокий темп и более свежую резину на машине Льюиса, шансов у Феттеля отстоять первую позицю в гонке просто не было.

 

 

Однако это еще не все. Есть еще один нюанс, который всерьез повлиял на положение вещей. Боттас. Он добрую треть гонки держал за собой Льюиса (в начальной стадии, правда, заодно с Феттелем). Поэтому финн ненароком оказался еще одним форс-мажором, который мешал Льюису в гонке. Нет, дело здесь конечно не в том, что разумеется без соперников проще. Боттас был медленным - вот в чем причина. Помните, как Себ застревал за Кими в Китае? Тогда тоже финн, по случайному совпадению, так же оказался форс-мажором не в пользу собственного напарника.

Поэтому, несмотря на то, что в целом стратегия Mercedes была явно выигрышной, в очевидный минус им можно записать серьезную ошибку в этой гонке, а именно:

 Если у одного из ваших пилотов тех. проблемы, и он задерживает вашего второго пилота, то приказ о пропуске нужно отдавать незамедлительно, поскольку чем больше вы тянете, тем больше вероятность того, что тем самым вы можете просто подарить победу сопернику. Не вполне исправный болид все равно обречен и ему не победить, поэтому по большому счету ,в игре остается лишь одна машина, и первоначальная задача мостика - убрать очевидную помеху.

Всем спасибо за внимание!

Кирилл, я слушаю обязательные возражения, ибо критика это наше всё))


* Отредактировано автором 20.4.2017 в 02:00
Автор заметки: Crunch
Мнение автора может отличаться от мнения редакции F1-Portal.ru
68 Отзывов