Анализ: почему «акульи плавники» вернулись в Ф1. Джорджио Пиола

20.03.2017 13:07

Глобальные изменения в правилах почти всегда имеют непредвиденные последствия, которые становятся следствием недостаточной тщательности подготовки документации. В 2017 году это «акульи плавники» и Т-образные крылья на машинах. 

Почему же они стали новым полем битвы конструкторских штабов.

«Плавники»

              Капот двигателя Renault R28, 2008 год

Ничего нового здесь нет – тонкий вертикальный элемент за головой пилотов команды начали активно использовать в 2008-2010 годах. Он стал одним из структурных элементов F-образного воздуховода

Появление «акульих плавников» было обусловлено в точности теми же причинами, что и сейчас: особенностями взаимодействия с набегающим воздухом заднего крыла высотой не 950, а всего 800 мм.

Польза здесь есть в нескольких компонентах. Во-первых, это стабилизация потока, идущего на заднее крыло, возмущенного передним крылом и подвеской. В 2017 года этот вопрос особенно актуален, учитывая широкие передние колеса, из-за которых образуется крупная «дыра» в картине распределения потоков.

Также завихрения возникают из-за контраста с верхним воздухозаборником и кузовными панелями. Чем ниже крыло – тем от них больше вреда. «Плавник» успокаивает воздух, протекающий вдоль него, улучшая качество потока, который попадает на крыло.

Кроме того, эффект от этого элемента представляет особенный интерес при прохождении поворотов, когда возникает рысканье машины (угловая разница между осью машины и вектором ее скорости). В таких условиях стабилизация особенно важна, так как добавляет прижимной силы и снижает лобовое сопротивление.

T-образное крыло

          Т-образное крыло Williams FW40

Появление Т-образных крыльев в 50-милиметровой зоне стало следствием ошибки при составлении новой версии правил – она появилась в недостаточно четко прописанной формулировке статьи 3.15.1.

Изменений было очень много, они регулярно дорабатывались, и в итоге вышло так, что для дополнительного элемента открылось место, ранее попадавшее под запрет.

Статья 3.15.1

За исключением отверстий, описанных в Статье 3.15.3, на виде сбоку корпус машины должен укладываться в область, ограниченную четырьмя линиями. Первая – вертикальная, в 1330 мм впереди оси задних колес. Вторая – горизонтальная, в 550 мм выше базовой плоскости [таковой считается плоскость контрольной планки под днищем, от которой исчисляют многие размеры]. Третья – горизонтальная, в 925 мм выше базовой плоскости. Четвертая – диагональная, пересекающая верхнюю горизонтальную в точке в 1000 мм впереди оси задних колес, а нижнюю горизонтальную – в точке в 50 мм впереди оси задних колес.  
Пунктиром выделено изменение – прежде две линии пересекались прямо на оси задних колес. Перенос точки вперед открыл 50-миллиметровую зону для аэродинамических элементов.

«Серую» зону быстро заметили в конструкторских бюро. К настоящему моменту Т-образные крылья уже появились на машинах Mercedes, Ferrari, Haas и Williams, причем последняя разместила сразу два элемента на разной высоте (показаны стрелками справа).

Хотя эти крылья очень узкие, но они тоже создают прижимную силу. Но даже более важно, что с их помощью можно перенаправлять потоки вверх, улучшая аэродинамическую связь между диффузором и задним крылом. 

               Haas F1 Team VF-17

Хотя FIA и выражала озабоченность «плавниками» и Т-образными крыльями, есть единственный фактор, который сразу позволит поставить эти детали вне закона – излишняя гибкость. На тестах в Барселоне уже можно было заметить такое поведение. 

Сейчас за кулисами Ф1 идет работа по запрету Т-крыльев. Проще всего сделать это, объявив элемент небезопасным. Есть и еще одно классическое решение – признать его подвижным аэродинамическим устройством.

 

Источник

 

Автор заметки: ksp
Мнение автора может отличаться от мнения редакции F1-Portal.ru
3 Отзыва