Автодром АФУС (нем. AVUS, сокращение от немецкого Automobil-Verkehrs und Übungs-Straße – дорога для автомобильного движения и упражнений) – гоночная трасса, проложенная по платному шоссе общего пользования между берлинскими районами Шарлоттенбург и Николасзее.
Идея создать в Берлине трассу, которая в свободное от гонок время могла быть использована, как платное шоссе, появилась в 1907 году. Двумя годами позже была образована компания-застройщик, однако из-за проблем с финансированием и многочисленных согласований с властями работы были начаты только в 1913 году. Строительство несколько раз прерывалось по ходу Первой Мировой войны, и открытие автодрома АФУС состоялось лишь 24 сентября 1921 года. Тогда же было открыто и платное шоссе, которое является старейшей платной автодорогой в Европе. Проезд по автостраде стоил 10 немецких марок.
Конфигурация трассы АФУС была обусловлена шоссе, которое лежит в её основе, и представляла две длинные прямые, которые заканчивались шпильками на севере и на юге. С 1937 по 1967 год северная шпилька имела бенкинг, тогда как для южной его так и не построили. Оригинальная трасса имела длину 19 километров, однако её южная шпилька несколько раз перемещалась, что сокращало трассу до 8,3 км, затем до 8,1 км (после отказа от бенкинга), затем до 4,8 км и, наконец, до 2,6 км.
Впервые Большие Призы пришли на автодром АФУС 11 июля 1926 года, а Формула-1 посетила трассу лишь однажды – 2 августа 1959 года. Гран-при Германии проходил на версии трассы длиной 8300 метров. Победу в гонке одержал Тони Брукс на Ferrari. Однако гибель французского гонщика Жана Бера в рамках гонки поддержки в северном бенкинге и излишняя прямолинейность автодрома поставили крест на его дальнейшем участии в Формуле-1.
В 90-х годах XX века возросший автомобильный трафик сделал перекрытие шоссе для организации гонок крайне проблематичным. В 1998 году на автодроме АФУС были проведены последние гоночные соревнования, и после прощальной гонки ветеранов в 1999 году трасса была окончательно закрыта. В настоящее время АФУС является частью шоссе А-115. От прежнего автодрома сохранилась круглая судейская вышка в северной части, которая используется, как мотель и ресторан, а также старая деревянная трибуна, признанная историческим памятником.
№ | Дата | Название гран-при | Победитель | Команда |
---|---|---|---|---|
1 | 02.08.1959 | Гран-при Германии | Тони Брукс | Ferrari |