Автодром Кьялами – трасса Формулы 1 в ЮАР

Автодром Кьялами (англ. Kyalami Racing Circuit, от Khaya lami, Мой дом на зулусском) – гоночная трасса, расположенная в южноафриканском городе Мидранд в провинции Гаутенг к северу от Йоханнесбурга. За свою историю трасса Кьялами 20 раз принимала гран-при Формулы-1, однако в настоящее время не входит в календарь чемпионата мира.

История трассы Кьялами

Автодром Кьялами был открыт в 1961 году, однако чести принять гран-при ЮАР удостоился только шесть лет спустя. Трасса, состоявшая из 9 поворотов, имела длину 4094 метров (позже, после небольших изменений в конфигурации, её протяжённость увеличилась на 10 метров).

Формула-1 на автодроме Кьялами

Первый гран-при ЮАР прошёл на автодроме Кьялами 2 января 1967 года, став открывающим сезон этапом. Победа в гонке досталась знаменитому мексиканцу Педро Родригесу на Cooper, для которого этот успех стал первым в его карьере в Формуле-1.

Самым трагическим эпизодом в истории гоночной трассы Кьялами стал гран-при ЮАР 1977 года. На 21 круге дистанции загорелся Shadow под управлением Ренцо Дзордзи. Итальянец остановил болид в начале стартовой прямой, и ему на помощь с противоположной стороны трассы ринулись два маршала с огнетушителями. Один из них смог перебежать дорогу, а 19-летний Фредрик Янсен ван Вюрен – нет. В этот момент из-за последнего поворота выехали Ханс-Йоахим Штук на March и ещё один гонщик Shadow Том Прайс. Легендарный немец, шедший первым, сумел отвернуть машину и объехать маршала, а Прайс, находившийся в слепой зоне позади, среагировать уже не смог. Болид March на полном ходу сбил юного ван Вюрена. Огнетушитель, который вылетел из его рук во время удара, в свою очередь, попал в голову Тому Прайсу, убив его на месте. Неуправляемый March пролетел по прямой до первого поворота, где врезался в Ligier Жака Лаффита, выбив того с трассы.

Автодром Кьялами принимал гран-при ЮАР с 1967 по 1985 год (гонка 1981 года проводилась в классе Formula Libre по причине противостояния между Международной Федерацией Автомобильного Спорта и Ассоциацией Конструкторов Фоомулы-1). Затем из-за политических санкций, связанных с апартеидом, этап был отменён. В начале 90-х годов XX века трасса была реконструирована: число поворотов увеличилось до 13, а протяжённость – до 4261 метра. Обновлённый автодром принял два гран-при ЮАР в 1992 и 1993 годах, после чего Формула-1 покинула трассу из-за банкротства промоутера гонки. Последним на данный момент победителем гран-при ЮАР на трассе Кьялами является француз Ален Прост на Williams.

Наибольшее количество побед у гонщика 3
Наибольшее количество побед у команды 4

Все гран-при Формулы-1 на автодроме Кьялами

Дата Название гран-при Победитель Команда
1 02.01.1967 Гран-при Южной Африки Педро Родригес Cooper
2 01.01.1968 Гран-при Южной Африки Джим Кларк Lotus
3 01.03.1969 Гран-при Южной Африки Джеки Стюарт Matra
4 07.03.1970 Гран-при Южной Африки Джек Брэбэм Brabham
5 06.03.1971 Гран-при Южной Африки Марио Андретти Ferrari
6 04.03.1972 Гран-при Южной Африки Денни Хьюм McLaren
7 03.03.1973 Гран-при Южной Африки Джеки Стюарт Tyrrell
8 30.03.1974 Гран-при Южной Африки Карлос Рейтеманн Brabham
9 01.03.1975 Гран-при Южной Африки Джоди Шектер Tyrrell
10 06.03.1976 Гран-при Южной Африки Ники Лауда Ferrari
11 05.03.1977 Гран-при Южной Африки Ники Лауда Ferrari
12 04.03.1978 Гран-при Южной Африки Ронни Петерсон Lotus
13 03.03.1979 Гран-при Южной Африки Жиль Вильнёв Ferrari
14 01.03.1980 Гран-при Южной Африки Рене Арну Renault
15 23.01.1982 Гран-при Южной Африки Ален Прост Renault
16 15.10.1983 Гран-при Южной Африки Рикардо Патрезе Brabham
17 07.04.1984 Гран-при Южной Африки Ники Лауда McLaren
18 19.10.1985 Гран-при Южной Африки Найджел Мэнселл Williams
19 01.03.1992 Гран-при Южной Африки Найджел Мэнселл Williams
20 14.03.1993 Гран-при Южной Африки Ален Прост Williams